Команда молодости нашей

13 декабря 2016

Команда молодости нашей

Команда молодости нашей

Близится к концу 2016 год. Среди приятных событий, которыми он запомнится, вручение двум нашим артистам Молодежной премии правительства Санкт-Петербурга. Высокой наградой отмечены солист оперы Борис Пинхасович и премьер балета Виктор Лебедев. Сердечно поздравив их со столь почетным знаком признания таланта и мастерства, мы не могли не поговорить с лауреатами о том, что такое молодость в контексте творчества и культуры. С одной стороны, существует мнение, что «молодость ни на кого не смотрит» — и тем самым является катализатором новых идей и оригинальных концепций. С другой стороны, молодой возраст не дает права существовать в профессии без чувства ответственности перед культурным наследием, которое оставили нам предшественники.

Борис Пинхасович: Молодость для меня проходит незаметно. Совсем недавно мне стукнуло 30, а я не могу сказать, что такое молодость. Видимо, это моя личная трагедия. С самых ранних лет для меня существовало понятие зрелости: зрелости ума, зрелости отношений в семье, чувство ответственности за своих домочадцев, к которым я, несмотря на то, что младше, относился так, будто они у меня под опекой. Была ли молодость? Я не знаю. Такие награды напоминают, что она все еще здесь, хотя уже и проходит. Иногда хочется побыть маленьким, но мозг ни на секунду не дает расслабиться и почувствовать себя беззаботным.

Массив высокой культуры, созданный до нас, очень сильно влияет на сознание молодых артистов. Понимаешь ответственность перед многовековыми традициями. Но при этом у меня есть какое-то твердое убеждение в качестве того, что я делаю. Может быть, эта убежденность обусловлена дирижерским мышлением. Я ведь закончил консерваторию по специальности дирижирование. Именно знание профессии дирижёра дает какую-то уверенность перед глыбой многовековых традиций. Главной моей путеводной звездой на этом поприще является Евгений Мравинский. Мы знакомы с его супругой, я был вхож в их семью. Мравинский для меня пример отношения к музыке, к строгости, которая должна в ней быть. Еще большое влияние на меня оказала мой педагог Ирина Петровна Богачева, давшая мне профессию вокалиста-певца. Она обладает великолепной техникой, и она привила мне мысль, что нет итальянской или французской школы пения, а есть одна школа — правильная.

Виктор Лебедев: Мне кажется, что в само слово «талант» каждый вкладывает собственное значение. Что касается моего таланта, то ему помогали развиваться мои педагоги, в том числе мой любимый педагог, главный балетмейстер нашего театра Михаил Мессерер. Благодаря ему сейчас звучит мое имя. Может быть, не так громко, но он верит в меня. Во время учебы в Академии русского балета так сложилось, что с первого класса у меня не было конкуренции. И, наверное, это минус для меня. Когда я пришел в театр — а здесь работают такие звезды! — мне с моей самой высокой школьной оценкой было очень непросто. В школе не имело значения, старался я или не старался, все равно самая высокая оценка. А сейчас в театре, конечно, все по-другому, тут есть на кого равняться.

Мне очень помогла моя сестра. Она сказала: «Ты не бойся ни в коем случае, будет сложно, но потом — всё легче и легче». А сейчас мне во всем помогает моя будущая жена — Анастасия Соболева. Я себя не могу без нее представить. Она меня очень вдохновляет.

У меня бывали моменты, когда хотелось пойти поперек всех правил, может, даже всё бросить. Да, был такой момент, когда я хотел завязывать с балетом, еще в Академии. Меня тогда удержало то, что я уже много лет и сил потратил на балет. Конечно, сейчас я понимаю, что без балета я никуда. Когда мне было 18, я думал, что я уже взрослый. Сейчас понимаю, что мне уже 25, но я все еще юный, можно даже сказать ребенок. Михаил Григорьевич до сих пор мне говорит: «Витя, вы еще ребенок».

Тем, кто начинает свой путь, я бы сказал, чтобы они ни в коем случае не боялись и продолжали заниматься творчеством, которое выбрали. Радость зрителей — это самая большая награда за все старания. Особенно, когда зрители — это дети. На детских спектаклях, когда дети тебе хлопают, это ни с чем не сравнимо. Поэтому не надо бояться идти за своей судьбой.