«Свадьба Фигаро» 1936

21 марта 2017

«Свадьба Фигаро» 1936

«Свадьба Фигаро» 1936

В мае театр представит премьеру оперного спектакля «Свадьба Фигаро». Единственный раз на нашей сцене эта опера Моцарта на сюжет пьесы Бомарше ставилась в 1936 году. Музыкальным руководителям той постановки был австрийский дирижер Фриц Штидри. Советские газеты отмечали, что работа представителя венской дирижерской школы стала заметным явлением музыкальной жизни Ленинграда и «новым этапом в деятельности всего коллектива» Малого оперного театра.

Подготовку к профессиональной карьере Фриц Штидри начал в Венском университете, после учебы по рекомендации Густава Малера получил место в Дрезденской опере, в 1914-м принял приглашение возглавить Берлинскую оперу. После прихода к власти нацистов в 1933 году Штидри эмигрировал в СССР и в течение нескольких лет руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. 15 октября 1933 он впервые продирижировал Первым фортепианным концертом Дмитрия Шостаковича.

«Истый „венец“, Штидри не раз уже проявлял себя как тонкий „моцартианец“, и в работе над „Свадьба Фигаро“ он оказался как нельзя больше в своей сфере, — отмечал журнал „Рабочий и театр“ после премьеры 1936 года. — Оркестр под его палочкой звучит деликатно, прозрачно. Группы инструментов слиты воедино. Строй струнных мягок. Они легки и подвижны в фигурации и аккомпанементе, и только в мелодии, в кантилене прорываются странности и темпераментность их звучания. Деревянные инструменты выровнены максимально. Тембровая сторона несколько затушевана этой ровностью звучания. Убраны резкие краски. Если позволительна такая аналогия, — это не красочная живопись, а гравюра. Гравюра оживает, персонажи, изображенные на ней, движутся».

В течение двух сезонов опера Моцарта была представлена на нашей сцене 32 раза. «Отрадно отметить, что к самой трудной и почетной задаче театр подошел с максимальным вниманием, совершенно правильно поставив во главу угла музыкальный замысел композитора и не увлекшись соблазном прокомментировать музыку Моцарта комедией Бомарше, — восхищали рецензенты. — Такой подход естественно потребовал повышения роли общего музыкального руководства в спектакле, что выразилось в приглашении за пульт Фрица Штидри, взявшего на себя на этот раз не только исполнительские функции, но и роль педагога и музыкального организатора всего спектакли. Выбор оказался исключительно удачным».

В 1937-м, находясь в отпуске в Австрии, Штидри получил письмо из Москвы с информацией о том, что его контракт не будет продолжен, если он не вступит в гражданство СССР. После этого — при содействии Арнольда Шёнберга — Штидри перебрался в США. В Нью-Йорке он создал оркестр «Новые друзья музыки», основу репертуара которого составили сочинения Баха, Гайдна и Моцарта. В 1946 дебютировал в театре «Метрополитен-опера», где проработал двенадцать сезонов, осуществив более 250 представлений опер, в том числе Моцарта.