Шостакович в МАЛЕГОТе

13 сентября 2016

Шостакович в МАЛЕГОТе

Шостакович в МАЛЕГОТе

В сентябре этого года весь музыкальный мир отмечает 110-летие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Знаменательной дате посвящена выставка в Каминном зале бельэтажа.

Экспозиция предлагает ознакомиться с уникальными историческими материалами, которые хранятся в архиве и музее Михайловского театра. О постановках произведений Шостаковича на нашей сцене рассказывают макеты, фотографии и эскизы спектаклей, исторические документы, отзывы современников.

Творческая биография величайшего композитора XX века теснейшим образом связана с Малым оперным театром: именно здесь состоялось пять мировых премьер его произведений. Это оперы «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934), балеты «Светлый ручей» (1935), «Барышня и хулиган», «Директивный бантик», «Встреча» (1962).

«Нос» — первая опера композитора, причем Шостакович самостоятельно написал основную часть либретто. Он использовал реплики персонажей повести Гоголя, а также фрагменты из «Шинели», «Женитьбы», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ» и других произведений писателя. Кроме того, в опере звучит песенка Смердякова из романа «Братья Карамазовы» Достоевского.

Одним из самых значительных оперных сочинений минувшего века признана «Леди Макбет Мценского уезда». Сам автор называл свое произведение «трагической сатирой». В отличие от бытовой повести Лескова, в опере присутствует сильное гротескное начало, особенно в обрисовке социального контекста, окружающего главных героев. Именно «Леди Макбет» стала поводом для серии статей, в которых Шостакович был подвергнут идеологическому осуждению. Вторая редакция оперы под названием «Катерина Измайлова» была поставлена на нашей сцене в 1965 году. На выставке, наряду с другими экспонатами, представлен отреставрированный макет финальной сцены из оперы «Леди Макбет Мценского уезда», который ранее не выставлялся; он является прямой отсылкой к премьере 1934 года.

«Светлый ручей» — третий балет Шостаковича, ставший судьбоносным для композитора. Премьеру в МАЛЕГОТе подготовили хореограф Федор Лопухов и художник Михаил Бобышов. У зрителей балет пользовался грандиозным успехом и вскоре был поставлен в Большом театре. На обеих сценах он оставался до 1936 года, но был снят после того, как в газете «Правда» была опубликована статья «Балетная фальшь». Сценическая история «Светлого ручья» была прервана на долгие годы.

В начале 60-х годов в репертуаре Малого оперного театра было три одноактных балета на музыку Шостаковича: хореограф Константин Боярский поставил «Барышню и хулигана», «Директивный бантик» и «Встречу». Спектакль «Барышня и хулиган» по киносценарию Владимира Маяковского с честью прошел испытание временем, номера из этого балета часто исполняются в концертных программах.

Еще одно произведение на музыку Шостаковича появилось в репертуаре театра после смерти композитора. В середине тридцатых годов Шостакович написал музыку к мультфильму на сюжет сказки Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде», но работа студии «Ленфильм» на экраны так и не вышла. А в начале 1980-х годов «комические сцены», поставленные на основе этой партитуры, пользовались большой популярностью у зрителей Малого оперного театра. Спектакль прошел 146 раз.