Сергей Слонимский: симфония о современном человеке

13 марта 2015

Сергей Слонимский: симфония о современном человеке

Сергей Слонимский: симфония о современном человеке

В концерте, который оркестр Михайловского театра дает 24 марта, между симфоническими эскизами «Море» Клода Дебюсси и музыкой из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» прозвучит 33-я симфония Сергея Слонимского. Живой классик, виднейший из представителей петербургской композиторской школы, Сергей Слонимский не скрывает, что рад такому соседству.

— Когда я узнал, как составлена программа предстоящего концерта, вместе с какими сочинениями прозвучит моя последняя симфония, то был очень взволнован и впечатлен. Должен сказать, что я очень люблю «Море» Дебюсси, считаю, что не зря Николай Мясковский называл его лучшей в мире партитурой. Это совершенно изумительное произведение, в котором три времени дня и три состояния моря блестяще и психологически тонко воплощены в импрессионистической музыке, брызжущей радужностью оркестрового письма. Точно так же «Жар-птица» Стравинского, одного из моих любимейших композиторов 20-го века, повлиявшего на всех нас. Это сочинение его «русского периода» — новаторское, но, в то же время, в этой партитуре слышна преемственность с Дебюсси.

— Идея исполнить мою симфонию в один вечер с Дебюсси и Стравинским принадлежит Михаилу Татарникову. Мы познакомились с Михаилом Петровичем сравнительно недавно, но я хорошо знал его замечательного дедушку Джемала Далгата, который дирижировал моим балетом «Икар» в Мариинском театре. Я очень ценю Михаила Татарникова как дирижера масштабного, который одинаково интересно проводит монументальные драматические полотна, как, например, симфонии Малера, так и колористические партитуры, вроде балетных сюит. Мы с ним встретились примерно год назад на записи программы «Царская ложа» для телеканала «Культура», и я просто подарил ему партитуру своей 33-й симфонии. Михаил Петрович сам проявил инициативу и не так давно сообщил мне, что вставил произведение в симфонический концерт, на котором также прозвучат «Жар-птица» Стравинского и «Море» Дебюсси.

— В свое время у Мравинского преобладали подобные смешанные программы. На одном концерте могли прозвучать новинки и давно знакомая всем классика. Это помогало воспринимать новое, а не притупляло восприятие. Я поддерживаю такой подход, который сегодня, к сожалению, не очень популярен. Сейчас на концертах предпочитают исполнять программы полностью из классических сочинений, а для современной музыки устраивают резервации в виде специальных фестивалей. Поэтому для меня, как для автора, очень почетно и приятно сочетание современной и классической музыки в смешанной программе, которая будет представлена в Михайловском театре.

— Как шутил мой покойный коллега Моисей Вайнберг, если играется современная симфония, то обычно это первое и последнее исполнение. Моя симфония прозвучит во второй раз, что вообще редкость.

— О симфонии словами говорить сложно. В ней две с половиной части — две части и эпилог. Первая часть называется Lamento — «Жалоба», вторая — Danse Macabre, то есть «Пляска смерти», и третья короткая часть — «Эпилог». Это сочинение концептуального плана, посвященное — поскольку у меня уже далеко не молодой возраст — проблемам жизни и смерти. Причем, жизни достойного человека, который не является олигархом или баловнем судьбы, а живет трудной, но честной жизнью, испытывает нормальные сильные человеческие эмоции. Первая часть наполнена медленной, певучей музыкой в романтической традиции. Но по своему языку это все-таки музыка 21-го века. Вторая часть очень острая, с приемами инструментального театра. Оркестранты не только играют, но и выступают как актеры. Иногда изображают хохот смерти, иногда хохот над смертью, используют особые приемы звукоизвлечения на струнных и деревянных духовых. В общем, эта музыка скорее авангардного плана, но по музыкальному материалу связанная с первой частью. Она, как мне кажется, продолжает традицию Фантастической симфонии Берлиоза. А эпилог — это воспоминания об ушедшей личности. Облик умершего человека возникает в виде основной мелодии первой части, которая предстает в идеальном, несколько просветленном, очень трепетном звучании и заканчивается аккордами вибрафона.

— Оркестр Михайловского театра я знаю уже хорошо, он замечательный. Сам театр для меня в известной мере родной, это колыбель моей музыки. Ведь здесь в 1967 году впервые была исполнена моя первая опера «Виринея», на неделю раньше, чем в Москве. Позже здесь в течение десяти лет шла опера «Мария Стюарт». Но исполнение симфонии для меня большое событие, потому что последняя симфония для автора — а я больше не предполагаю работать в этом жанре — всегда самая дорогая.