Стихотворные строчки оживают на сцене

31 мая 2016

Стихотворные строчки оживают на сцене

Стихотворные строчки оживают на сцене

Грозный образ Петра, Пушкин, размахивающий гусиным пером, хрупкая, закутанная в шаль Параша, погрузившийся на дно Невы Исаакиевский собор... Каким увидели балет «Люблю тебя, Петра творенье...» театральные критики, читаем в свежих газетах.

«Американский хореограф славянских корней Лар Любович сочинил весьма петербургский балет, без каких-либо примет обязательной русской духовности в виде крестьян, лаптей, березок и нескончаемых арабесков, — делится впечатлениями обозреватель газеты „КоммерсантЪ“ Ольга Федорченко. — Его замысел прост и смел: Пушкин, обросший знаменитыми бакенбардами, с растрепанной кудрявой головой, размахивая гусиным пером, сочиняет поэму „Медный всадник“, выводит на подмостки героев, крутит и вертит ими, как ему вздумается, отправляет их на прогулку, заставляет объясняться в любви, отчаянно пытается помочь им во время наводнения и скорбно ищет их среди жертв катастрофы».

Нельзя не прислушаться к мнению старейшины цеха балетных критиков профессора Игоря Ступникова. «Главным для хореографа был не пересказ сюжета, а стремление показать процесс возникновения поэмы. Стихотворные строчки оживают прямо на сцене, — рассказывает он в „Санкт-Петербургских ведомостях“. — В этом спектакле поэт — своего рода волшебник-кукольник, повелевающий персонажами, созданными его фантазией».

Свою хореографию Лар Любович называет «третий путь» — танец между классикой и модерном. Рецензенты отметили своеобразный стиль и эстетику, которую привнес постановщик из Америки с русскими корнями в новый балет.

«Балетмейстер умеренно балансирует между неоклассикой и свободной пластикой без излишней драматической и эмоциональной экспрессии. Герои спектакля — питерские фантомы, бродящие по улицам, одни из многочисленных призраков Петербурга, чьи тени наполняют и оживляют этот город», — описывает сценическое действие обозреватель «Коммерсанта».

Свой взгляд на работу Любовича у Светланы Наборщиковой. Обозреватель «Известий» видит в танце продолжение визуального ряда: «В хореографии Лар Любович мыслит обобщенно и пластично. Впрочем, движение в этом балете воспринимается частью виртуального образа города — огромного, прекрасного и равнодушного к чаяниям своих обитателей. И этот образ — безусловная победа создателей спектакля».

Сценическое решение и визуальные находки художника-постановщика Георгия Цыпина привлекли особое внимание рецензентов. «Картина водного апокалипсиса, построенная с помощью моднейших видеопроекций и 3D-спецэффектов, становится центральной в спектакле и действительно впечатляет, — пишет Павел Ященков, балетный обозреватель „Московского комсомольца“. — Фантасмагорические картины гибнущего города в современном балете подаются реалистично, в духе фильмов-ужасов. — Так, например, поставлена сцена явления Медного всадника... угрожающе разрастаясь и увеличиваясь в размерах, с солнечного диска на зрителя несется, как образ библейского апокалипсиса, всадник, распадающийся в стаю черных птиц».

Выбор музыкального материала для новой постановки не вызвал дискуссий, в своих мнениях критики были солидарны. «Оркестр Михайловского театра под руководством Михаила Татарникова передал красоту музыки Глиэра — светлый колорит лирических сцен, удаль народных плясок и драматизм финала», — отмечают «Санкт-Петербургские ведомости». Гармонию музыки и действия высоко оценили «Известия»: «К пушкинской истории яркая звукопись, резкие контрасты, мощные кульминации и катастрофические срывы подошли идеально».