Наши Маши

29 декабря 2016

Наши Маши

Наши Маши

В предновогодней афише «Щелкунчик» — абсолютный лидер. В канун нового года партию главной героини в балете Начо Дуато впервые исполнили Анастасия Соболева и Анна Кулигина. У каждой из них свое видение роли, свои краски и оттенки. Знакомьтесь, наши новые Маши.

— Обычно детские партии не представляют для меня трудности. Например, Лиза в «Тщетной предосторожности, — рассказывает Анастасия Соболева. — Но в этом году оказалось, что мне сложно быть убедительной. Мне кажется, что я какая-то слишком большая, слишком высокая, что дети так не делают, дети так не двигаются. Я наблюдаю за малышами, перенимаю их жесты, однако считается, что важнее в себе разбудить ребенка. Но дело в том, что я не была таким ребенком, как Маша. Я была очень стеснительная, мне было очень сложно общаться со сверстниками. В основном я проводила время одна, никогда не просила игрушки. Мама рассказывала, что мы приходили в магазин, она говорила «выбирай, чего ты хочешь», а я — «нет, я ничего не хочу». В «Щелкунчике» такой ребенок был бы просто неуместен, поэтому будить его в себе нет причин. Но в каких-то моментах, мне кажется, я остаюсь еще ребенком, я думаю, что для артиста важно сохранять наивность восприятия жизни, даже детскую беззащитность.

— Каждый раз, когда начинаешь разучивать что-то новое, кажется, что это катастрофа. Маша — это тот случай, когда кажется, что роль тебе не идет, что ты никогда в жизни этого не станцуешь. Но педагоги всегда помогают найти какой-то секретный пароль, который расшифровывает все сложности, они становятся простыми и понятными. Тяжелее морально, потому что на сцене все всегда иначе, чем в зале. Но и здесь у меня есть надежный помощник, мой будущий муж Виктор Лебедев.

Свою первую главную партию в Михайловском театре — это была Жизель — Анастасия Соболева исполнила три года назад. Партия Маши в «Щелкунчике» стала ее девятой главной ролью на нашей сцене.

— Одна из тонких красных ниточек, проходящих через всего «Щелкунчика» — тема взросления Маши, переход от детского мировосприятия к взрослому, — рассказывает Анна Кулигина. — У меня подобные ощущения больших перемен связаны с окончанием балетной школы. На выпускных курсах, когда мы готовили отчетный концерт, я понимала, что детство заканчивается, теперь все зависит только от меня. Но это было радостное взросление. Ведь когда с детских лет участвуешь в театральных постановках, смотришь на взрослых артистов с широко раскрытыми глазами, конечно, начинаешь мечтать, что у тебя тоже когда-нибудь будет такой спектакль — на него придут дети, ты будешь для них олицетворением добра, красоты. Именно поэтому «Щелкунчика» так приятно танцевать — на него приходят малыши, у которых очень искренние эмоции. Сейчас немногие люди верят в волшебство, сказку, а иногда хочется видеть, что в мире осталась хоть толика наивности. Наверное, я все-таки еще немного ребенок.

— Это первая моя большая роль в балетах Начо Дуато. Я танцую зачарованную принцессу и фей в «Спящей красавице», поэтому с его пластикой я, конечно, знакома. Но Маша своеобразна, у нее есть свой язык, своя музыкальность, необычные переходы, последовательности — к этому надо привыкнуть. Классические движения, которые мы учили с десяти лет, запоминать проще. У Дуато нет статики, как в классике с ее четкими позициями, у него свободные переходы, нет ограниченности в движениях. Это оставляет место для индивидуальности танцовщика, просто эту свободу надо почувствовать и наполнить ее своей душой.

Для Анны Кулигиной роль Маши стала третьей ведущей партией в спектаклях Михайловского театра. В ее репертуаре уже есть Лиза в «Тщетной предосторожности» и Параша в «Бронзовом кумире».