Крейцеровы сонаты Бетховена

19 января 2017

Крейцеровы сонаты Бетховена

Крейцеровы сонаты Бетховена

22 января в фойе бельэтажа состоится первый в этом году камерный концерт, на котором прозвучат Малая и Большая Крейцеровы сонаты Людвига ван Бетховена.

Свою 9-ю сонату Бетховен посвятил французскому скрипачу Рудольфу Крейцеру, считавшемуся одним из лучших исполнителей того времени. Сам Крейцер никогда не исполнял это сочинение для публики, но сегодня произведение известно всему миру как Большая Крейцерова соната. Это концертная соната, в которой скрипач должен показать свое мастерство во всем блеске. В подобного рода произведениях, предназначенных для концертного исполнения, а не для домашнего музицирования, пианист должен либо ограничить себя аккомпанированием, подчеркивающим красоту и виртуозность скрипичного звука, либо вступить в состязание с другим инструментом. Когда в 1803 года Соната была представлена публично, за фортепиано сидел сам композитор.

Малой Крейцеровой известный советский скрипач Давид Ойстрах назвал 4-ю сонату Бетховена. Музыканту казалось, что она близка по духу Большой Крейцеровой. «Между написанием этих двух произведений прошло всего два года и, возможно, они чем-то похожи, но виден большой путь, который прошел композитор за это время, — рассказывает автор идеи вечера, скрипачка Мария Шестакова. — Малая соната была написана раньше, она очень романтичная, чем-то близка к гайдновским, созвучна тем произведениям, которые были написаны в период Гейлигенштадтского завещания („Гейлигенштадтское завещание“ — письмо, написанное Людвигом ван Бетховеном в октябре 1802 года в селе Гейлигенштадт под Веной. Его глухота все больше усиливалась, и он очень боялся потерять слух полностью. Творческие планы, любовь к юной графине Джульетте Гвиччарди — все перечеркнуто, жизнь стала терять смысл). А Большая Крейцерова соната — это взгляд далеко в его собственное будущее. Это уже и скрипичный концерт и, может быть, почти симфония, произведение совсем другого масштаба. Для камерного концерта я выбрала это произведение не случайно. Бетховен — один из моих любимых композиторов. Он откровенно и пламенно, романтически писал о человеке и его судьбе. Это композитор, как мне кажется, исключительной нравственной чистоты; когда я играю его музыку, я ощущаю необходимость расти над собой».