«Фигаро» глазами художника

3 апреля 2017

«Фигаро» глазами художника

«Фигаро» глазами художника

В мае на нашей сцене состоится премьера оперного спектакля «Моцарт. Свадьба Фигаро». Художник Петр Окунев рассказал о том, как родился визуальный образ постановки.

— Я глубоко убежден в том, что сценография должна музыку дополнять: не иллюстрировать, а обогащать эмоцию, которую музыка вызывает у зрителя. На тех, кто сидит в зале, производит впечатление все в целом: музыка, декорации, режиссура. И в этом смысле очень важно, чтобы вся постановочная команда действовала в одном эстетическом поле.

— С режиссером будущего спектакля Вячеславом Стародубцевым мы сотрудничали неоднократно и хорошо понимаем друг друга. Мы сделали, в частности, оперный спектакль «Мавра» для Малой сцены Приморского театра оперы и балеты. Последняя наша совместная работа — «Пиковая дама. Игра» в Новосибирском театре оперы и балета осенью 2016 года.

— В сценографии «Свадьбы Фигаро» используются мотивы стиля шинуазри. Это ответвление рококо, основанное на подражании искусству средневекового Китая. Стиль был популярен в конце XVIII века среди европейской и русской аристократии. И в этой изысканной рамке нужно правильно разместить главное. А в этой опере главное — отношения между мужчиной и женщиной. Это очень интересно, сложно, неоднозначно, тут сплошные вопросы и нет ответов, есть только версии и варианты ответов. Символ вечного противостояния мужского и женского в нашем спектакле — видеопроекция с двумя рыбками. Этот вид рыб — сиамские петушки — также называют «бойцовыми» за драчливый характер. В Азии их традиционно использовали для турнирных боев. Самца и самку сиамского петушка в одном аквариуме держать нельзя, ничем хорошим это не кончится. Для проекции с рыбками мы используем экран, который будет работать как китайская ширма — тоже своего рода отсылка к китайскому театру.

— Спектакль получается по-восточному пестрым, но будут и контрастные моменты, когда некоторые сцены решены монохромно. Это не только эстетически красиво, но и очень в духе Моцарта. Кто-то скажет, возможно, что это банально, но это мой самый любимый композитор. Он легкий, солнечный, абсолютно воздушный и при этом глубокий. Такая парадоксальность свойственна и героям его оперы: на первый взгляд они просты и понятны, но у каждого из них есть свой сложный мир, который композитор так виртуозно выразил через музыку. Фигаро, например, молодой человек, без сомнений сильно влюбленный, но в то же время, головы не теряет, и даже в вихре чувств он прагматичен и рационален.

Петр Окунев известен зрителям Михайловского театра как автор сценического оформления оперы «Русалка» Антонина Дворжака. Этот спектакль он выпустил совместно с режиссером Игорем Коняевым в 2009 году.