«На помощь приходит миманс»

2 декабря 2016

«На помощь приходит миманс»

«На помощь приходит миманс»

Среди лауреатов первой национальной оперной премии «Онегин» — Ирина Кузьмина, заведующая мимансом Михайловского театра. Она отмечена во внеконкурсной номинации «Душа театра».

Ирина Михайловна, позвольте вас от всей души поздравить с профессиональной наградой. Вы в мимансе уже 50 лет...

— И это моя первая профессиональная премия — и первая премия именно мимансу. Казалось бы, ну что такое миманс, его в спектакле и не видно. А между тем Сергей Лейферкус, инициатор премии «Онегин», сам работал в мимансе во время учебы в консерватории. И кстати, мы с ним вместе участвовали в «Любовном напитке», выступали в паре. Многие известные артисты студентами работали в мимансе.

Расскажите о своей творческой судьбе. Почему миманс?

— После окончания ленинградского хореографического училища имени Вагановой я по распределению уехала работать в Петрозаводск. Потом вернулась в наш город и вышла замуж. У нас родилось двое детей. Мужу не нравилось, что меня постоянно не было дома: «Детям нужна мама, а не балерина!». И я перешла работать из балета в миманс. И не жалею: мои бывшие коллеги из балета уже давно закончили свою карьеру и сидят дома, а я продолжаю работать.

Насколько это сложно — быть артистом миманса?

— На мимансе лежит большая ответственность, это не только массовка, но и реальная помощь солистам. К примеру, в «Любовном напитке» слуга Дулькамары Рикардо — артист миманса. Если Дулькамара вдруг забывает, что ему делать, то Рикардо в нужное время сам подаст ему бутылки и все прочее из бутафории. Я всегда учу наших артистов: «Вы должны подстраиваться под солистов». Если певец делает что-то не то, надо помогать ему, а не следовать своей роли. А иначе как? По-другому нельзя. Солисты, бывает, делают не так: иногда забывают, иногда просто не успевают выучить, с приглашенными артистами часто так бывает. Тогда на помощь приходит миманс, подсказывает. Нам нужны люди с гибким умом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.

Требуются ли какие-нибудь специальные навыки, какие-нибудь особенные качества?

— Иногда в миманс приглашаем акробатов — они заняты в «Русалке», например. В «Евгении Онегине» в постановке Жолдака у артистов миманса полноценные роли, очень важные в этом режиссерском прочтении. Например, персонаж, названный «Слуга Онегина» — его играет Алексей Ингелевич, у него рост — 1 метр, и он один единственный такой артист в городе. Признаюсь, мы пытались найти ему замену, но безуспешно. А без него спектакль невозможен.

Это действительно совершенно особая роль, уникальная для оперного театра. А кто составляет основу коллектива?

— Сейчас в штате миманса 23 человека, а раньше было только 5. Большинство артистов работают по совместительству, имеют еще какую-нибудь работу. Кто-то поет в хоре консерватории, или работает бутафором, есть даже риэлтер. Но все с высшим образованием — у кого-то филологическое, у кого-то географическое. К театру они тянутся, потому что это актерски одаренные люди, у них зависимость от сцены. К слову, иногда пробуются актеры с «Ленфильма», но у них редко получается. Они могут сделать что-то «на камеру» — буквально один кадр, а у нас требуется выдержать весь акт. Это особое чувство театрального пространства, оно само собой не приходит.

Часто в спектаклях мы видим, что в массовых сценах заняты дети. Чьи это дети?

— Это, как правило, дети или внуки кого-то из нашей труппы. Самым маленьким деткам 4 года, меньше мы не берем.

А в каком спектакле занято самое большое количество артистов миманса?

— Самая большая массовая сцена — в «Иудейке», требуется более 40 человек. Мне нужно проследить, чтобы все 40 смогли присутствовать на репетициях, а потом на спектаклях. Каждая сцена в «Иудейке» расписана по минутам, кто когда выходит. Все артисты миманса проходили кастинг, как и исполнители главных партий. Результаты таких кастингов обычно непредсказуемы, спланировать заранее ничего нельзя.

У вас разносторонние обязанности: вы и артистка, и руководите коллективом. В чем заключается ваша роль в управлении мимансом и какая ваша любимая роль на сцене?

— В мои обязанности входит назначить всех артистов перед спектаклем, всех обзвонить, узнать, смогут ли выйти, если требуется — найти замену, проследить за примеркой костюмов. Костюмы у нас проживают долгую жизнь, их время от времени приходится подгонять и перешивать: кто-то располнел, кто-то похудел, кто-то новенький на роль пришел. После примерки я из зала или из-за кулис смотрю, что они делают на сцене, хорошо это или плохо. Если кто-то не справляется, заменяем другим артистом. Миманс набираю только из своих, только по рекомендации, с улицы никого не беру. А моя любимая роль на сцене — Императрица в «Пиковой даме» и еще безымянная роль в «Онегине» в версии Бархатова, где я в таз барабанила в сцене зимних гуляний. Мне очень это нравилось. Режиссер просил бить не в такт, это было сложно. В «Летучем голландце» я играла Недовольную женщину, как ее называют. Надо было ходить по сцене так, словно все раздражают, все мешают. У меня там шляпка хорошенькая. Хотя самый красивый наряд все-таки у Императрицы.

На гастролях с театром приходилось ездить?

— Если театр едет на гастроли, то миманс тоже едет. Мы ездили несколько раз в Лондон, возили «Спартак», «Лауренсию». В Америку — «Пламя Парижа», провели там целый месяц.

А какую-нибудь смешную историю из жизни миманса можете рассказать?

— Смешные истории в мимансе случаются часто. Помню, шел «Князь Игорь», и там артисты миманса выходят с алебардами. Когда опускали задник на сцене, сетка зацепилась за алебарду, и бедный артист алебарду никак не мог вытащить. Все давно уже развернулись и ушли, а он так и простоял весь акт, пока занавес не опустился.

Ваш коллектив обсуждает новые постановки, имеет свое мнение о спектаклях?

— Конечно, как и все люди в театре. Обсуждаем новые постановки, что-то нравится, что-то нет. У нас есть свое мнение, нам не безразлична продукция театра. А вообще, у нас хороший коллектив, все доброжелательные, и как правило нам все нравится.