Спастись в наводнении

12 апреля 2016

Спастись в наводнении

Спастись в наводнении

Дню рождения Санкт-Петербурга Михайловский театр посвящает премьеру балета «Люблю тебя, Петра творенье...». Американский хореограф с полувековым стажем Лар Любович, вдохновленный поэмой Пушкина «Медный всадник», впервые работает в России. Лауреат Бенуа де ла Данс, создавший более ста спектаклей в театрах по всему миру, рассказывает об идеях, которые он вложил в постановку.

- «Люблю тебя, Петра творенье...» — немного странное название для балета, вам не кажется? Это строчка из поэмы «Медный всадник». О чем балет, о наводнении?
- Это балет о человеке — в самом широком смысле слова. О том, как маленький человек сталкивается с чем-то очень большим. Теперь это происходит повсюду. Мы все маленькие человечки, и вокруг нас большой и сложный мир. Так что, в конечном итоге, это балет о всех нас.

- Что вы подразумеваете под «чем-то очень большим»?
- В балете, поскольку там нет слов, мы прибегаем к помощи метафор. Там есть что-то настолько большое, что не поддается контролю. В балете мы используем картинку, чтобы вызвать нужную эмоцию. В нашем случае — страх маленького человека, который окружен гигантскими явлениями, на которого давит огромная сила. Там есть момент о тирании, но в виде метафоры. Мой балет не о Медном всаднике, он о Пушкине. Пушкин пишет «Медного всадника», и строчки его поэмы оживают прямо на сцене. Он думает о наводнении, он думает о Евгении, и в этот момент его герой оживает. Так что в конечном итоге этот балет о Пушкине как художнике.

- Но все-таки противостояние маленького человека и всемогущего тирана есть?
- Раньше все думали, что это только русская проблема, но теперь ясно, что это проблема интернациональная. Мы все чувствуем себя беспомощными в момент, когда в мире происходит то, что мы не можем контролировать. Так что мы все сейчас пытаемся спастись в этом наводнении. Я художник и, наверное, не должен говорить о политике, это не моя тема. Но сейчас люди проходят через нечто очень похожее везде, в том числе и в Америке. Мы не можем контролировать то, что происходит вокруг нас, и чувствуем себя беспомощными.

- Искусство помогает преодолеть чувство беспомощности?
- Искусство вдохновляет людей, наводит на размышления, помогает воспрянуть духом. Искусство дает пример того, что есть более высокие материи. Без искусства осталось бы только наводнение, которое всех нас куда-то смывает.

- Задумывая этот балет, вы изучали русскую историю?
- Я изучал жизнь Пушкина, кем он был, когда писал поэму, каковы были его отношения с императорским двором. Пушкин очень хорошо понимал, что он не был свободным, а художник обязательно должен быть свободен. Но Пушкин таковым не был, и он не видел свободных людей вокруг себя. Через поэму он показал, каким беспомощным может быть человек в этом «потоке наводнения». И это, как мы знаем, навлекло на него неприятности.

- Как художник, вы чувствуете связь с Пушкиным?
- Да, я понимаю ход его мыслей, я ведь тоже поэт, но только поэт не слова, а движения. Меня вдохновляют музыка и танцовщики. Я догадываюсь, что вы, возможно, хотели бы услышать, что меня вдохновляет Пушкин, и что я хочу, чтобы русским этот балет понравился. Но мне уже 73 года, я просто перестал думать о таких вещах, я просто хочу создавать танец, в силу которого верю.

- Балет по мотивам поэмы «Медный всадник» на музыку Глиэра уже есть. А для своей постановки вы берете музыку того же композитора, но другую. Почему?
- Потому что я создаю оригинальное произведение искусства. Почему я должен использовать то, что уже сделал кто-то другой? Это уже было. Не думаю, что мне надо это повторять. Я делаю что-то совсем новое, новым должно быть все: музыка, хореография, идея.

- Вы работаете в Петербург уже несколько недель. Изменился ли за это время замысел балета? Оказал ли город на вас влияние?
- Большое влияние оказали танцовщики Михайловского театра. Ведь я создаю балет специально под людей, с которыми работаю, под их возможности. Здесь я нашел выдающихся танцовщиков, они просто потрясающие.

- Про русских танцовщиков говорят, что они лучшие в мире...
- Да, правда, они лучшие.

- А в чем разница, если, например, сравнить русских танцовщиков и американских?
- В широком смысле разницы нет. Потому что танцовщики — это одна нация, все в мире танца разговаривают на одном языке, и каждый предан идее танца. Не русский, не американский, не французский — это мир танца и каждый является его частью. Но с точки зрения техники русские более продвинутые, физические нагрузки во время репетиций больше, в Америке репетиции щадящие. Впечатляет интенсивность, с которой работают русские артисты, они полностью отдают себя своему делу. Они работают весь день, вечером выступают, а утром снова приходят и начинают работать.