«Золушка»: счастье для зрителей

20 июля 2017

«Золушка»: счастье для зрителей

«Золушка»: счастье для зрителей

Как с помощью современных театральных технологий вдохнуть новую жизнь в спектакль 1945 года рождения, знает Глеб Фильштинский, режиссёр мультимедиа балета «Золушка».

— В этом спектакле у меня только две задачи. Первая: мои две младших дочки должны прийти на премьеру и сказать: «Папа, суперски!». Тем более им в сентябре исполнится 8 лет, вот и подарок есть. Вторая задача: это из архивного балета попробовать сделать на сцене не музейный экспонат, а современное качественное шоу. И тут есть реальный вызов: оригинальный хореографический текст и структура спектакля 1945 года не должны вступать в противоречие с энергетикой и скоростью мышления современного зрителя. Мы сохраняем то и другое и посредством ряда современных технологий попытаемся наложить эту энергетику на лекала старого спектакля. Тут, конечно, главное — выдержать баланс между видео, светом, костюмами и хореографией.

— Наверняка найдутся поклонники старого, оригинального спектакля. Для них Михаил Мессерер бережно, по крупицам, восстанавливает хореографический текст. Но к нам придут и те, для которых любимая сказка «Звездные войны». И тем и другим должно быть интересно. Признаем мы это или нет, но наш прямой конкурент — диснеевский фильм «Золушка». Мы должны это понимать.

— Музыка Прокофьева вне времени. Она гениальна. Она свежа, современна, масштабна. Это та база, тот компонент спектакля, который позволяет сделать из нашей «Золушки» современный спектакль. «Золушка» — это великая, вечная история. Превращение доброй, трудолюбивой, скромной замарашки в принцессу не может не трогать. Добро и справедливость побеждают всегда. Об этом и спектакль. Нам надо эту историю красиво рассказать, не разрушив созданное Ростиславом Захаровым, дополнить и развить визуальный ряд. Я уверен, что Захаров и Вильямс не отказались бы от современных технических возможностей и были бы более радикальны, чем мы.

— Спектакль был поставлен в Большом театре сразу после войны, в 1945 году. Зрители видели, как девочка в лохмотьях превращается в принцессу, а за стенами театра не было войны. А еще в зале красивая люстра. Все вокруг было настоящим счастьем. Просто прийти в красивый театр, посмотреть сказку, увидеть на сцене красочные декорации и танцующих балерин. Да просто держать в руках билет на «Золушку» в Большой — уже было счастьем. Зритель был полностью открыт к счастью, от балета требовалось просто немного поддержать это состояние.

— Сейчас иное время, зритель часто приходит в театр скептически настроенным, и, в принципе, он пресыщен зрелищами. Нам необходимо делать краски более яркими, декорации более эффектными, а визуальные события более интенсивными. С помощью этого, может быть, мы добьёмся хоть малой части того, послевоенного, счастья.