Ave Maria

23 мая 2017

Ave Maria

Ave Maria

Концерт Ave Maria продолжит цикл Эрмитажных вечеров Михайловского театра. 3 июня в Большом Итальянском просвете Нового Эрмитажа прозвучит хоровая музыка Баха, Верди, Мендельсона и других композиторов-классиков.

Ave Maria — самая популярная в мире молитва. Ее слова вдохновляли композиторов самых разных эпох. На концерте прозвучат версии Иоганна Себастьяна Баха, Шарля Гуно, Гаэтано Доницетти, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Луиджи Луцци, Джулио Каччини, Антонина Дворжака, Джузеппе Верди и Александра Гречанинова.

Композиторы использовали текст этой молитвы уже в эпоху Возрождения. «Будь то итальянский, французский или английский композитор, он всегда выбирает для Девы Марии самую красивую мелодию, которая есть у него внутри, — говорит заслуженный артист России Владимир Столповских, художественный руководитель хора. — Каждая версия Ave Maria на нашем концерте будет представлять свою эпоху».

В этом контексте особый интерес представляет версия Баха-Гуно, в которой сошлись XVIII и XIX века. Прелюдия до мажор, самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, предваряет цикл сочинений для клавесина из 48 прелюдий и фуг. Она написана в 1722 году. Это сочинение за свою изысканность и простоту получило всеобщее признание музыкантов. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме Пьера Циммермана, решил сымпровизировать — сыграл очень удачную дорисовку к уже известной прелюдии Баха. Из этого сочетания прелюдии Баха и импровизации Гуно возникла пьеса для скрипки или виолончели, которая была названа «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса быстро стала известной, исполнялась в салонах, звучала по завершении многих концертов и очень полюбилась публике. Неизвестно, кто предложил наложить текст молитвы на эти «Размышления», но известно, что это произошло через 7 лет после появления самой мелодии. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно.

Не секрет, что Бах оказал огромное влияние и на Феликса Мендельсона, чья версия Аве Марии также будет представлена на концерте в Эрмитаже. А еще гостям представят три мотета, которые Мендельсон написал для хора монахинь в церкви Тринита-деи-Монти в Риме. «В программу нужно было подобрать музыку, которая была бы близка к Ave Maria, а лучшего мелодиста, чем Мендельсон, в XIX веке не родилось. Вот я решил предложить слушателям эти три мотета, которые также написаны на католический текст», — рассказывает Владимир Столповских.