Классика без назиданий

4 октября 2016

Классика без назиданий

Классика без назиданий

«Волшебная флейта», премьера которой состоялась весной, показала, насколько Моцарт «к лицу» Михайловскому театру. «Спектакль словно возвращает старинному интерьеру театра истинные черты, и позолоченные ложи начинают блестеть совершенно иным блеском», – восхищался обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей».

«Моцартовский дух» спектакля ощущался и благодаря тонко продуманному сценическому действу. Рецензенты сошлись во мнении, что спектакль в равной степени будет интересен поклонникам современной визуальной эстетики и ценителям тонкой музыкальной работы. Да и тем, кто себя вообще не причисляет к знатокам и ходит в оперу только ради удовольствия. «Режиссер очень легко (но не небрежно), аккуратно (но не педантично) балансирует между эпохами и стилями, что и должно происходить в таком жанре, как зингшпиль, смело допускающем смешение и проникновение высокого и низкого, сложного и простого, великого и смешного, – отмечали в петербургской прессе. – Этот спектакль можно рекомендовать для семейного просмотра. Постановочная команда играет в классику без назиданий, всего лишь старательно стремясь прочитать либретто так, чтобы явить зрителю XXI века замысел Шиканедера и Моцарта».

Мнение петербургских коллег разделил автор «Московского комсомольца», особо отметив легкость изложения непростого сюжета Шиканедера: «Постановщик не озадачивается каким-то углублением темы или ее раскрытием: ну, масонство и масонство, – писала газета. – Оно априори заложено в насмешливом тексте Шиканедера, и раскрыть сегодня нам, грешным, истинные значения этих кодов этой как будто бы забавной шифровки, право же, не удастся, как ни старайся. Да и ни к чему: Моцарт оставил нам такую партитуру, в которой все божественные смыслы проявлены на самом высоком и одновременно глубоком уровне. Слышащий да услышит… Главное, что удалось создателям спектакля и исполнителям, — донести всю красоту музыки Моцарта, при этом сохраняя чувство юмора, свойственное либретто».

«Вечная проблема постановщиков «Волшебной флейты» — наличие двух параллельных линий, которые вроде бы должны сойтись, но никак не сходятся, — отмечали «Известия». — Первая — живая, человеческая, где рулит любитель земных радостей Папагено. Вторая — отвлеченная, морализаторская: там правят бал носители абстрактных идей всемирной справедливости. В михайловском спектакле «абстракция», оживленная реальными персонажами, перестает восприниматься досадным довеском к лирической истории, и это безусловная удача».

Следующие показы оперы «Волшебная флейта» пройдут на нашей сцене 7 и 9 октября.