Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Несчастье высшей пробы

31.01.2014

Несчастье высшей пробы

Михайловский театр показал премьеру «Царской невесты» Римского-Корсакова в постановке известного режиссера Андрея Могучего. Оперный шедевр на душещипательный сюжет о третьей супруге Ивана Грозного Марфе Собакиной выглядел мало похожим на костюмную мелодраму, но об этом по итогам работы режиссера не стал жалеть СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

От размышлений о тяжких судьбах отчизны и свинцовых мерзостях тоталитаризма постановщик не то чтобы уходит вовсе — он просто переводит их в куда менее плакатный регистр, чем тот, что у профессионалов оперной режиссуры возникает подчас практически машинально. Сама постановка вопроса, которым Андрей Могучий задается для начала, мягко говоря, не нова. Может ли нынешний, скажем, хорист нацепить худо-бедно скроенный театральными швеями как бы грозненский кафтан и при этом выглядеть как минимум не комичным, а как максимум — абсолютно убедительным, живым и чувствующим персонажем, у которого в жилах кровь, а не почтенная пыль кулис? Вот Большой театр, готовящий возобновление величественной «Царской невесты» 1955 года, рискует ответить «да». Андрей Могучий настроен куда более скептично.

Но для него вовсе не следует из этого, что опричников непременно нужно рядить в шинели и галифе — со всеми вытекающими. Есть такой модус ультракраткого описания оперных спектаклей: действие оперы X режиссер перенес в Y (действие «Кармен» перенесено в Испанию времен гражданской войны, действие «Онегина» перенесено в Россию 1990-х — и так далее); действует просто, у публики отклик рождается моментально — можно даже спектакль не смотреть. Так вот, в случае Андрея Могучего этот шаблон не работает категорически. С одной стороны, конечно, Россия. Сценографическое оформление местами (прежде всего, деревянные не то часовенки, не то идолы, в которых «выезжают» на сцену главные персонажи) как раз и симпатично своей легко считываемой фольклорностью — ну ровно как народные песенные темы, которые Римский-Корсаков искусно обрабатывает по всем правилам контрапункта. И собачьи головы, как положено опричникам, есть. И условно аутентичных костюмов в гардеробе спектакля, вообще говоря, хоть отбавляй — стеганые кафтаны опричников, билибинские шубы бояр, простонародные портки и сарафаны.

Только все это историко-этнографическое великолепие досталось по большей части детскому хору. Детям можно, они еще не то будут носить с такой непререкаемой естественностью, что взрослым обзавидоваться. Вдобавок массовые сцены в «Царской невесте» не то чтобы античная трагедия с величавыми хорами, это у протагонистов трагедия трагедией, а хоры в опере пусть прекрасные, но в драматургическом смысле наивно-комментирующие. «Вот Бог привел вечеренку отслушать. Пора домой, а там и на покой». Увидеть в этих сценах на первом плане именно детей как-то совсем неудивительно.

Тон, впрочем, задают подробности совсем абстрактные. Декорации — сходящиеся в перспективу черные порталы, украшенные цепочками лампочек на манер стародавних варьете, это напоминает иные работы Оливье Пи, но маловероятно, что Могучий и его художник Максим Исаев его прямо-таки цитировали. Главные герои одеты во что-то нейтральное, серо-черное, не считая белого платья Марфы и красного шарфика Лыкова. Предметный ряд — в основном табуретки да лестницы, используемые когда по прямому назначению, а когда и в качестве погребальных носилок. Всевозможные реалии, от бытовых до метафизических, демонстрируются путем того, что на сцену выносят огромные слова-титры: то «мед» и «чарочки», то «зелье», то «совет да любовь», то «солнышко» (иногда вспоминается «Мулен Руж» База Лурмана, но опять-таки вряд ли это сознательно).

Вроде бы жесткий и малосентиментальный театр Андрея Могучего на самом деле вдается в самую искреннюю чувствительность и драматическому рисунку оперы следует, в общем-то, с приятной точностью. Причем у режиссера это выходит совершенно естественно, может быть, потому, что он, хоть и не читая партитуры, на удивление внимательно слушает музыку. И работать с дирижером Михаилом Татарниковым, музыкальным руководителем Михайловского, ему явно было комфортно. По крайней мере хороший баланс между музыкальной и театральной (или даже просто психологической) состоятельностью этой «Царской невесты» тому свидетельство.

Шероховатости есть — при добросовестной и пристальной работе дирижера непонятно, почему вроде бы столь гибкий оркестр Михайловского так формально звучал в начале спектакля и, наоборот, задавливал певцов в некоторых ансамблевых сценах (и то сказать, за акустической выигрышностью мизансцен режиссер не всегда следил). Зато оба, и дирижер, и режиссер, вполне могут быть довольны солистами, притом что лучшие из них, стоит отметить, не приглашенные, а местные, михайловские (за вычетом отличной Любаши в исполнении Ирины Шишковой, приглашенной из мариинской Академии молодых певцов). И если тенор Евгений Ахмедов, чисто и трогательно спевший беззащитно-интеллигентного Лыкова, в звездах театра числится с прошлогоднего «Онегина», то баритон Александр Кузнецов (Грязной) и сопрано Светлана Мончак (Марфа) для премьерных ролей такого уровня новички, что ничуть не мешало им заправски держать спектакль на себе.

При вроде бы программной ставке на абстракцию и остранение (особенно по части визуального ряда) спектакль никогда не выглядит зубоскальством, в крайнем случае — иронией, да и то такой, которая по отношению к героям всерьез сочувственна. В жизни так бывает у стеснительных людей, на всякий случай делающих легкомысленную мину именно в тот момент, когда они пытаются проговорить что-то важное и патетическое. Допустим, когда Лыков уже было собирается справлять помолвку с Марфой, и мнимо счастливая чета забирается на увитую цветами стремянку, и на сцене тоже полыхают видеоцветы, и на Лыкова надевают пиджак, украшенный светящимися лампочками, и над сценой загорается слово «любовь» в обрамлении все тех же лампочек, то от всего этого болливудского сияния становится совсем уж непереносимо жалко этих двоих, которые до поры играют в свое чудесное детское счастье, но на самом деле обречены. Вот ей-ей, не было бы жальче, если бы герои разыгрывали патриархальную любовную мизансцену костюмного толка.

Сергей Ходнев, «Коммерсант.ru»

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.