Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

«Сиянье... Жизель... Облака...» Фантастический балет в Михайловском театре

09.02.2015

«Сиянье... Жизель... Облака...» Фантастический балет в Михайловском театре

Политика гендиректора Михайловского театра Владимира Кехмана и его главного хореографа Михаила Мессерера построена таким образом, что приглашенные звезды мирового балета с регулярной периодичностью выступают в этом театре практически весь сезон. За Фридеманом Фогелем, Полиной Семионовой и Натальей Осиповой, танцевавшими на знаменитой сцене еще осенью, настала очередь премьера Финского национального балета Сергея Попова.

Фантастический балет в 2 актах «Жизель, или Вилисы» относится к числу востребованных постановок Михайловского театра. Один из самых старинных из дошедших до наших дней балетных спектаклей Никита Долгушин задался целью восстановить так, чтобы была «сохранена романтическая структура первоисточника». Таким образом, обратившись непосредственно к спектаклю, поставленному в Парижской опере в 1841 году, известный балетный спец несколько изменил идущий в Мариинском театре и ставший уже каноническим текст, расставил иные, более характерные для балетов первой половины XIX века акценты. Долгушин открыл (в основном во 2-м акте) купюры, внес в хореографию некоторые изменения (которые, впрочем, уже давно присутствовали в западных версиях), сохранил стилистику и возвратил балету главное — атмосферу старинного спектакля, выраженную в многочисленных деталях, неизменно встречающихся в самых разных его эпизодах.

Только один пример: растворение Жизели в природе, которое происходит в конце спектакля в редакции Долгушина. Действительно, хорошо известно, что балет, созданный Жюлем Перро и Жаном Коралли, заканчивался не так, как часто встречается в современных постановках, — Жизель погружается обратно в свою холодную могилу. Вот что писал по этому поводу один из авторов либретто Теофиль Готье в своей рецензии: «Невидимая сила тянет Жизель к ее могиле. Теряющий рассудок Альберт берет ее на руки, уносит прочь и, покрывая поцелуями, укладывает на цветущий холмик. Но земля не хочет выпустить свою жертву: травяной покров раскрывается, растения склоняют свои головки, проливая слезы росинок, цветы сгибают свои стебельки... Цветы уже покрыли Жизель, ее почти не видно, кроме маленькой прозрачной руки. Затем рука тоже исчезает, все кончено. Никогда снова Альберт и Жизель не встретятся в этом мире. Юноша преклоняет колени у холмика, срывает несколько цветков и прижимает их к груди». Причем таких сцен, сохраняющих аромат и очарование старинных постановок (разумеется, в той мере, в какой это возможно сделать в современных условиях: несмотря на технический прогресс, нынешняя машинерия сильно проигрывает прежней и многие эффекты, легко осуществляемые в XIX веке, теперь недоступны), в постановке Долгушина немало.

На этом спектакле все сошлось. У Жизели Анжелины Воронцовой для этой партии была и простота, необходимая крестьянской девушке, и органика. Нужно было найти разве что некоторые штрихи и краски, которые и сделали бы образ Жизели более цельным и законченным, в чем ей и помог ее прекрасный партнер. Надо отметить, что Воронцова танцевала со многими партнерами, в том числе и такими известными, как Леонид Сарафанов или Николай Цискаридзе. Но дуэт с таким танцовщиком, как Сергей Попов, помог сильнее раскрыться ее индивидуальности. Представая поэтичнейшим видением, она действительно была, что называется, не от мира сего. Легким белым облачком ее Жизель летала по сцене, внося в балет совершенно несвойственные для второго акта, абсолютно не мистические, не «христианские» интонации. Ее Жизель была язычницей, и моменты очарованности жизнью и вечной ее победой над смертью преобладали в ее концепции.

Выстраивать образ Альберта Сергею Попову, бывшему солисту Мариинки, служащему теперь премьером Финского национального балета, помогали такие знаменитые танцовщики, как Кеннет Грев, последний друг Нуреева и нынешний директор Финского балета, и Жанна Аюпова, а кроме того, Маргарита Алфимова и Михаил Сиваков.

Этот танцовщик показал не броскую, не аффектированную, но такую чарующую благородную и так редко сегодня встречающуюся интеллигентную манеру танца и актерской игры. Лирико-романтические черты полно выразились и в его танце, и в его облике. Это был настоящий принц, истинный танцовщик вагановской выучки, сумевший чутко проникнуться и тонко передать в своем танце стиль старинной хореографии. Жизель — его родственная душа. Он встретил того человека, без которого не может существовать. Он видит мир, природу, людей одними с ней глазами. Он не может и не мыслит себя без Жизели. Он ее никогда не оставит, понимая при этом, что он связан брачными узами с герцогиней. Выстроенная таким образом роль еще сильнее увеличивает трагедию Альберта: это его личная трагедия, потому что это единственный человек на свете, которого он любит по-настоящему, с которым он хочет быть постоянно. Он не знает, как без нее существовать дальше. И в конце его герой ставит многоточие, потому что он не знает, сможет ли вообще существовать без нее.

Существенен контраст между образом его Альберта до и после сцены сумасшествия Жизели: в начале балета это самозабвенно влюбленный восторженный и опьяненный собственным чувством солнечный юноша, пытающийся поделиться своим счастьем со всем миром, после трагедии мы видим отчаяние, безнадежность, потерянность и потрясенность от произошедшего...

— Я очень соскучился по «Жизели» — в тех классических труппах, в которых я работаю на Западе, она, к большому сожалению, не идет. Поэтому мне было очень приятно, что Владимир Абрамович Кехман меня пригласил ее станцевать, — объясняет мне Сергей Попов после спектакля.

— Если рассказывать историю моих отношений с этим спектаклем, то начались они очень давно: во-первых, я танцевал па-де-де из этого балета еще на выпускном спектакле в хореографическом училище. Потом я постепенно, в свободное время, когда еще работал в Мариинском театре, готовил пантомимные вещи. Сам пытался выучить, продумать, выстроить роль. Кроме того, и моя дипломная работа в хореографическом училище была по «Жизели» — я рассматривал записи разных выдающихся танцовщиков Мариинского театра (Константин Сергеев, Борис Шавров), как они исполняли эту роль, какие они ставили перед собой задачи, какой образ они пытались создать.

— И чья же трактовка этого образа тебе оказалась ближе?

— Балет «Жизель» меня привлекает именно актерской задачей, развитием образа графа Альберта в первую очередь. Потому что если, например, Сергеев играл такого откровенного обольстителя, то мне это, наверное, не очень пока подходит. Я пытался показать на сцене именно искреннюю влюбленность в крестьянку. Я понимаю, что я обручен с герцогиней (может, нас в детстве еще обручили), и оказался в такой сословной ловушке — люблю одну, а жениться надо на другой. То есть я пытался выстроить образ романтического героя и пытался показать, что отношения с Жизелью не обман. И когда этот человек исчезает из его жизни, причем он в этом виноват... Наверное, что-то более трагическое трудно себе и представить...

Павел Ященков, «Московский комсомолец»


ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.