Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Самый трудный сюжет

10.11.2014

Самый трудный сюжет

Оперный режиссер Дмитрий Черняков ненадолго отвлекся от международной карьеры, чтобы в афише Михайловского театра появилась его версия «Трубадура» Верди и заодно чтобы дать интервью Собака.ru.

Насколько заманчивым показалось вам предложение поставить «Трубадура»?

Ну, во-первых, «Трубадура» я уже поставил, два с половиной года назад в Брюсселе. В Петербург будет перенесен тот самый спектакль из Королевского театра «Ла Монне». К моим самым-самым любимым эта опера Верди, наверное, все-таки не относится. Хотя я пережил когда-то, лет тридцать тому назад, период страстной любви к этой музыке с многочисленными прослушиваниями запоем различных записей и певцов. То есть всех тех записей, которые тогда правдами и неправдами можно было заполучить в магазинах «Мелодия» или выискать у коллекционеров. Ведь когда я учился в школе, в конце 1980-х, YouTube еще не было, да и за границу было не попасть. Но лет в шестнадцать я устроился в Большой театр осветителем — самым младшим и последним в иерархии световиков, — и мне поручалось дежурить на одной из сторон сцены во время спектакля. Помню, когда поразительная Тамара Милашкина пела в очень старой версии «Трубадура», которая шла в Кремлевском Дворце съездов, я прятался от своих коллег в самой первой портальной кулисе, чтобы меня никто не мог найти, и бесконечно слушал сцену Леоноры перед тюремным замком. Понятно, что это вызывало раздражение у моего цеха, который, видимо, считал меня ужасающим работником.

Как возникла идея замкнутого пространства, где все герои этой оперы постепенно как будто сходят с ума? Сложно давалось создание спектакля от замысла до воплощения?

Все всегда дается сложно. Это вообще непростое ремесло. Но в случае с «Трубадуром» я с самого начала осознал, каким путем надо двигаться. Дело в том, что сюжет этой оперы имеет репутацию самого труднопересказываемого в истории музыки. Мол, никто не сможет объяснить, как и почему на сцене что-то случается. Мне же всегда казалось, что трудно объяснить все происходящее не только публике, но и самим персонажам. Ведь первые четыре сцены состоят практически только из рассказов о том, что случилось когда-то давно, из воспоминаний разных героев. И все они пытаются прояснить туманное общее прошлое, которым связаны. При этом у разных действующих лиц различные суждения о том, что же тогда произошло. Поэтому именно прошлое в нашем спектакле стало главным героем и главной силой. Все участники драмы собираются вместе, чтобы наконец-то разобраться в мучающих их тайнах. Они оказываются заперты и предоставлены самим себе и своим проблемам, как персонажи известного произведения Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями». В сущности, вердиевские оперы, которые имеют трудные, запутанные и якобы алогичные сюжеты, как «Трубадур» или «Сила судьбы», мне гораздо интереснее, чем выверенные, последовательные и завершенные, как «Травиата» или «Отелло».

На каком этапе раздумий возникают переносы сюжетов во времени — скажем, из XVI века в XIX? Почему нельзя поставить, как задумал композитор?

Вообще-то, опера — коллективный труд. Изначально у произведения несколько авторов: композитор, либреттист, а то и не один. При этом либреттист чаще всего еще использует литературную основу — чью-то пьесу или роман. А литературная основа может основываться на старинной легенде или мифе. Когда опера попадает в театр, у произведения есть два или три проводника: дирижер, который контролирует время и эмоции, художник, который контролирует пространство, и режиссер, который контролирует общение произведения с публикой, то есть держит тему разговора. Потом певцы вкладывают во все это себя. И все, естественно, сознательно или нет имеют свое личное отношение. От этого не уйти, не существует объективного подхода, он всегда субъективный. Вот это и есть самое прекрасное. Постановка конкретного спектакля в конкретном месте в конкретное время не может отвечать за весь неисчерпаемый объем произведения. Это всегда только версия. Не существуетхудожественных идей, годящихся для любой эпохи. И тот прием, про который вы спрашиваете, в своих удачных воплощениях помогает связывать времена, находя в них пересечения и общие проблемы. Помогает появлению многогранности в знакомых нам сюжетах, обостряя чувство достоверности. Но нельзя воспринимать перенос действия в другую эпоху как главный смысл спектакля. Смысл должен быть в другом. И конечно же, для меня всегда важно держать связь с сегодняшним днем, то есть там, на сцене, должны быть не «они», а «мы».

Вы сейчас ставите практически без перерыва в таких оперных домах, как Берлинская Штаатсопер, «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». Как выдерживаете многомесячные нагрузки?

Ну как-то выдерживаю. Знаете, раньше, лет десять-пятнадцать назад, я мечтал о подобных невероятных нагрузках, хотя мне казалось, что я со всем этим и не справлюсь. Но сейчас трудность этого ощущается иначе. Мне помогает осознание того, что я должен быть погружен в театр не на все сто, а хотя бы на девяносто процентов. И всегда нужно оставлять какую-то долю легкомыслия, что ли. Как я часто всем говорю: «Ну, это всего лишь театр».

Оперный суперинтендант Жерар Мортье, руководивший Зальцбургским фестивалем и Парижской оперой, сыграл немалую роль в продвижении вашего творчества в Европе.

Да. К сожалению, Жерар в этом году ушел из жизни. Конечно, он очень меня поддерживал, когда мы работали в Париже и Мадриде. Два человека помогли мне сделать первые шаги в зарубежной карьере, это Мортье и Даниэль Баренбойм, музыкальный директор Берлинской Штаатсопер и «Ла Скала». Причем независимо друг от друга. Первую свою работу на Западе, «Бориса Годунова» Мусоргского, я делал в Берлине с Баренбоймом десять лет назад. И я тогда еле выжил, такой это был для меня стресс.

А предложение ставить «Парсифаля» в Берлине в этом сезоне уже не вызывает таких эмоций?

Это была идея Баренбойма, которую он озвучил еще несколько лет назад. Я, скажу честно, очень сопротивлялся, не видя связи между мной, простым парнем из России, и главной немецкой оперой опер. Но вот в итоге я это делаю, и в марте будет премьера. Мне предстоит ставить Вагнера в немецкой столице, на немецком языке, с немецкими певцами. Конечно, для меня это новый и особенный вызов. Возможно, одна из сложнейших задач для режиссера. Мне кажется, что самые сложные для постановки оперы — это «Парсифаль», «Вольный стрелок» Вебера и «Фиделио» Бетховена.

Многим солистам, судя по их рассказам, комфортно работать с вами. Вы хороший психолог?

Не знаю, что тут сказать. Мне всегда кажется, что со мной, наоборот, тяжело из-за моих частых перепадов настроения, исчезновений-появлений или маниакального упорства, которое меня порой охватывает на репетициях. Не думаю, что я психолог, часто руководствуюсь инстинктом в своих действиях. Но главное то, что я очень стараюсь всегда быть полон добрых чувств ко всем, кто со мной в деле. А иначе даже не хочется приходить на репетиции.

Текст: Владимир Дудин
Фото: Виктор Горбачев

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.