Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Михаил Мессерер: «Старое придает ощущение стабильности»

06.09.2010

Михаил Мессерер: «Старое придает ощущение стабильности»

Главный балетмейстер Михайловского театра вернул «Лауренсию»

В петербургском Михайловском театре в выходные станцевали премьеру балета «Лауренсия» Александра Крейна по мотивам драмы «Овечий источник» Лопе де Вега. Инициатор возвращения знаменитого когда-то спектакля из архива в актив культуры — главный балетмейстер театра Михаил Мессерер, в чьей редакции и предстала хореография Вахтанга Чабукиани, ответил на вопросы корреспондента «НГ» Владимира Дудина.

— Анонс премьеры балета «Лауренсия» появился на сайте Михайловского театра как-то внезапно. Чем вызвана такая экстренность?

— Одной из первых причин стали ближайшие июльские гастроли в Лондоне, где не хватало одного полнометражного и одного современного одноактного балета. Для постановки современного балета я пригласил Вячеслава Самодурова, прежде известного как солист балета Мариинского театра, а сегодня первого танцовщика в Королевском балете Ковент-Гардена, словом, профессионала с российскими корнями, работающего на Западе. Я видел его постановки в Королевском балете и в Большом театре на творческих мастерских, и они мне понравились. В качестве же полнометражного балета в год 100-летия Вахтанга Михайловича Чабукиани возникла идея восстановить «Лауренсию».

— Вы, получается, пошли уже традиционным для других театров путем — восстановления старых балетов?

— В балетном мире сейчас репертуарный голод (и я тоже не могу похвастаться тем, что ко мне каждый день приходят талантливые хореографы и предлагают свои работы), поэтому всюду принято восстанавливать старые спектакли, которые иногда честно называют «по мотивам», а иногда восстановлением. Я уже слышал в разговорах, что наша «Лауренсия» не будет тем спектаклем, который был поставлен в 1939 году, но ожидать такого было бы наивно. Поэтому я прямо декларирую, что это будет спектакль по мотивам постановки Чабукиани с использованием его хореографии, но что-то пришлось добавить, в частности, соединения между номерами, а что-то сократить. Нам хотелось, чтобы спектакль был созвучен современности. Сегодня в мире царит нестабильность, а старое, традиционное придает, на мой взгляд, ощущение стабильности.

— Какой опыт получает труппа, разучивая «Лауренсию»?

— В этом балете есть прекрасный материал, на котором артисты могут повышать и танцевальный, и актерский уровень, учась создавать художественные образы. Сегодня во всем мире молодые артисты только слышат о том, что на сцене полагается создавать образы, но что это такое — точно не знают. Сюжет Лопе де Веги в этом смысле предлагает насыщенные, полнокровные образы. Интересная, сложная хореография основана на классике, на лексике предшественников Чабукиани — Горского, Иванова, Петипа и т.д. Важно, что в «Лауренсии» много характерных танцев — жанра, который считается сегодня чуть ли не окончательно умершим. Артисты, уверен, вырастут на этом спектакле.

— Так ли хороша музыка Александра Крейна?

— Это, конечно, далеко не Чайковский, но она танцевальна. Ведь в балете, к сожалению, не все партитуры написаны Чайковским, Прокофьевым или Шостаковичем. Если бы можно было поставить что-то на музыку высокого полета, я с удовольствием сделал бы это, но такой возможности пока не представилось.

— Вам самому-то нравится этот балет?

— Для меня это ни в коем случае не фетиш, но я отношусь к нему с большим уважением. В нашей семье всегда с пиететом относились к имени Вахтанга Михайловича Чабукиани. Он заходил к нам домой, когда я был еще юношей и только начинал профессиональную деятельность. Вахтанг Михайлович танцевал с моей мамой (Суламифь Мессерер —
Прим. «НГ») один из первых спектаклей «Пламя Парижа» и «Дон Кихот». Бывая у нас дома, он рассказывал маме, какие изменения нужно сделать в постановке «Лауренсии» для Токио-балета. Это было в начале 1970-х годов, и я слышал эти разговоры, прекрасно запомнив предложения Чабукиани.

— Когда-то в «Лауренсии» блистали звезды советского балета...

— Да, в нем феноменально когда-то танцевали знаменитые ленинградские танцовщики, среди которых был сам Чабукиани, а также великие Дудинская, Брегвадзе, Шелест, Вечеслова. В Большом театре в нем танцевали Плисецкая, Васильев, Тимофеева, создав великолепные роли. Верно, сегодня по всему миру трава не такая зеленая, как была раньше, и таких исполнителей нет. Но я надеюсь, что наши артисты и дальше будут улучшаться. Пока что меня убеждает актерская работа Марата Шемиунова в партии Фрондосо. Он только начинает карьеру классического премьера и надеюсь, что вырастет в ближайшие годы. Хороши и наши прима-балерины — Ирочка Перрен и Катя Борченко. Женская партия Паскуалы здесь не сложнее, чем Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», за которую, к слову, обе девушки получили положительную оценку зрителей и критики, поэтому они отлично справятся.

— В 1939 году драма «Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги была у театральной публики на слуху, популярная и до революции, после нее ее стали трактовать как чуть ли не главную революционную драму в классическом наследии... Сегодня читают намного меньше. Каков будет резонанс?

— Ну, да — 1939 год, война в Испании, все это было очень близко, созвучно политической ситуации в стране. Но тема борьбы за свободу будет созвучна всегда. Чабукиани создал ряд версий по этой драме: первую в 1939 году, затем появилась измененная версия для постановки в его родном Тбилиси в 1948 году, и еще одна была сделана в 1956 году для Большого театра — к ХХ партсъезду. Я изучил все эти версии. Каждая из последующих, в данном случае, улучшалась, становясь все более интересной и танцевальной, особенно последний акт. Нашу версию мы основываем на тбилисской, по которой был снят телефильм, длящийся, правда, всего 24 минуты, и номера в нем были перекомпонованы Чабукиани специально для телефильма, но этот фильм — огромное подспорье для реставратора.

— На сайте вы поясняете, что Лауренсия принадлежит к образцам «сталинского классицизма». Классицизм — прекрасно, «сталинский» все омрачает.

— Люди творили вопреки людоедскому режиму, создавали шедевры, находясь под дамокловым мечом: то ли тебе дадут сталинскую премию, то ли отправят в ГУЛАГ, а порой и то, и другое в разных последовательностях. Жете по кругу они должны были оправдывать теорией социалистического реализма. Повторюсь, для меня этот балет далеко не фетиш. Но мне очень хочется обратить внимание на забытые работы достаточно протяженного периода в развитии русского искусства, которое называют либо сталинским классицизмом, либо сталинским ампиром, проявившимся во всех видах искусства, в частности, в балете. «Лауренсия» — один из наиболее заслуживающих внимания спектакль того периода, а далеко не все спектакли, которые относят к жанру «драмбалета» заслуживают возвращения. В отличие от Мариинского и Большого, где примерно понятно, что имеется в виду под «классикой», для нас это не так понятно, как кажется, и мы не можем слепо повторять то, что делается на Театральной площади нашим великим старшим братом — мы должны искать свою нишу даже в классике. Отсюда у нас появилось иное «Лебединое озеро». «Лауренсия» — балет, родившийся когда-то в недрах Мариинского балета, но он давно не идет там, и мне показалось, что у нас есть моральное право вернуть этот спектакль зрителю, тем более что это будет спектакль, отличный от того, который поставили в 1939 году. Для меня важно, чтобы этот балет жил.

06-09-2010
Владимир Дудин, «Независимая газета»


ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.