Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Исповедь «Злодея»

20.04.2016

Исповедь «Злодея»

6 апреля в Михайловском театре прошел вечер, посвященный 70-летию выдающегося баритона, народного артиста России Сергея Лейферкуса, который начинал свой путь к мировой славе на нашей сцене. Перед выступлением артист дал интервью еженедельнику «Аргументы и Факты», где рассказал, почему для исполнения на своем юбилее он выбрал одноактные оперы Сергея Рахманинова и почему ему часто выпадает исполнять партии злодеев.

— Без культуры нет нации, — считает петербуржец Сергей Лейферкус, звезда мировой оперы, который в эти дни выступает в родном городе и 4 апреля отметил своё 70-летие.

Елена Данилевич, АиФ-Петербург: Сергей Петрович, для юбилейной программы в Петербурге вы выбрали три редкие одноактные оперы Рахманинова. Чем объясняется такой репертуар?

— Потому что он — из не идущих. Сейчас редко можно увидеть «Алеко», ещё реже «Франческа да Римини» и никогда «Скупого рыцаря». Я на профессиональной сцене 46 лет и не припомню, чтобы баритон исполнял три эти оперы в один вечер. Знаю, что Шаляпин долго упрашивал Рахманинова написать «Скупого рыцаря», но сотрудничества не получилось. Рахманинова ведь петь безумно сложно. Его произведения, особенно ранние, кажутся простыми, однако это видимость. Только когда приобретёшь опыт, когда музыка наполнит твою душу до конца, тогда сможешь донести публике, что написал этот великий человек. Этим откровением я и хочу делиться со своими зрителями.

Опера в кинотеатре

— Ваш вечер в Михайловском театре прошёл с аншлагом, но в целом интерес к классике снижается. Почему?

— Это происходит во всём мире. Одна из причин — к руководству этой сферой во многих странах пришли люди, далёкие от понимания, что без культуры нет нации. Не идеализирую советское время, но тогда в семьях было принято читать книги, а по радио регулярно передавалась классика. Хорошо помню, что почти в каждом доме играли на балалайке, гитаре, не редкостью было и пианино. Мои родители жили предельно скромно, но в нашу комнатку они втиснули прокатный «Красный Октябрь». Затем появились скрипка и фагот.

Детей водили в театры, в Ленинграде шла масса детских спектаклей. Таким образом ребёнок впитывал лучшие образцы. Когда мне было шесть, мама отвела меня в Кировский театр на «Сказку о царе Салтане». Мы сидели на последнем ярусе сбоку, но ощущения восторга остались до сих пор.

Сегодня маленькому человеку покупают айпад, и он часами сражается с киборгами и режется в «стрелялки». Я не против, что в детском саду осваивают компьютер, но с юных лет нужно также приобщаться и к культуре, искусству. Иначе всё больше будем походить на американцев, которые стоят в очереди за комиксами, а первое посещение оперы в 40-45 лет считают нормой. Для восприятия классики мы и так уже потеряли два или три поколения.

— Но сегодня, чтобы послушать звёзд, не надо отправляться в Мариинку или Ла Скала. Достаточно прийти в специально оборудованный кинотеатр, где премьеры — в прямом эфире...

— Ярый противник такого подхода. Это не искусство, а подделка, имитация. Нет биополя, магнетизма отношений, которые существуют между сценой и залом, а это самое важное. Я, например, всегда чувствую, «тёплая» или «холодная» сегодня аудитория. Со мной могут не согласиться, но также считаю, что нельзя проводить публичные концерты оперных певцов на Красной, Дворцовой площадях. Когда перед тобой на улице стоят несколько тысяч человек, вынужден пользоваться микрофоном, а он выхолащивает голос. Здесь скорее работа звукооператора, делающего тон выше, ниже, мощной аппаратуры, но это уже другая история.

Трудиться сутки напролёт

— Вы не раз говорили и об упадке вокальной школы. Однако у нас немало прекрасно поющих людей. Чего стоит шоу «Голос», открывшее массу талантов из народа, в том числе детей.

— К «Голосу» я тоже хорошо отношусь. И не только потому, что моя воспитанница Дуся Малевская получила там вторую премию. Но здесь иная опасность. Талантливой молодёжи действительно много, вопрос — куда она пойдёт.

Дело в том, что у молодых людей сегодня нет терпения учиться классическому вокалу. Зачем? «Засветись» на «Фабрике звёзд», получи «минуту славы» и станешь знаменитым. Эта пошлость, некомпетентность, которые идут с экрана телевизора, заставляют способных юношей и девушек принимать в корне неверные решения.

К чему тратить 5-7 лет на консерваторию? Ещё неизвестно, что из тебя получится. А тут вышел, спел в микрофон, поработал смазливой физиономией, стройной фигуркой — всё.
И денег будет больше, чем в опере, и сил потратишь меньше. Потому что сегодня в оперном театре молодым солидных гонораров не платят. Если хочешь заработать, нужно трудиться сутки напролёт, а на такое не каждый способен.

— Тем не менее ваши именитые коллеги по оперному цеху с удовольствием принимают участие в концертах «попсы», даже поют дуэтом...

— Знаменитый петербургский артист Бен Бенцианов говорил: «Чем пошлее, тем башлее». Жёстко, но правдиво. Привлекательность больших денег ещё никто не отменял, а там речь идёт о внушительных суммах. Но не это главное. Я тоже люблю джаз, биг-бенд, преклоняюсь перед Эллой Фитцджеральд. Ведь импровизация, эстрадное пение — тоже большое искусство, которому нужно долго и кропотливо учиться.

И если композитор написал песню, ставшую хитом, искренне его поздравляю. Но когда на сцене практически присутствует только группа ударных и какой-то визгливый голос — не принимаю. И мне жаль, что именно таким блюдом с экранов ТВ нередко «кормят» наших зрителей.

— В Петербурге у вас был собственный детский конкурс «Мы поём оперу». Какова его судьба?

— Конкурс просуществовал пять лет. Четыре года он проводился в Петербурге и один раз в Москве. Участники съезжались со всей России, Украины, Германии, Испании, Британии, других стран. Пусть меня поправят, но это был, по сути, единственный в мире вокальный детский конкурс классики.

Тем не менее ни в Министерстве культуры, ни в Министерстве образованиея не нашли для него средств. С просьбой о поддержке мы написали в Законодательное собрание города, но там выделили меньше половины обещанной суммы. Ещё какое-то время он продержался на спонсорских средствах, но, честно говоря, мне совестно постоянно «доить» своих друзей. Поэтому смотр пришлось закрыть, хотя думаю о его возобновлении.

Лысый Мазепа

— Перекосы эстрады кажутся цветочками по сравнению с тем, как сегодня в опере переделывают классику. Онегин стреляется с Ленским в ресторане, Кармен — проститутка, Риголетто — космонавт на планете обезьян. Да и вы пели лысого Мазепу, хотя у Пушкина он «с седою головой».

— Знаете, я дружу с Пласидо Доминго, и он мне как-то сказал, комментируя такой вот очередной «шедевр»: «Если ты подписал контракт, становишься рабом постановочной бригады». Сейчас в театре правит бал режиссёр, и это может быть Венский бал, а может — бал Сатаны.

Особенно обидно за русскую классику. «Бориса Годунова» или «Князя Игоря» нельзя ставить, не зная русской истории, но зарубежные режиссёры даже не удосуживаются открыть, скажем, «Слово о полку Игореве». А «Евгений Онегин»? Как только над ним не издеваются. В итоге Ленский с Онегиным просыпаются в одной постели, а Татьяна наговаривает письмо на диктофон.

Протестовать бесполезно. Конечно, можно отказаться или срочно «заболеть», но так поступают единицы. Трудовая дисциплина на Западе очень жёсткая, поэтому в следующий раз тебя просто не пригласят. Кстати, когда пел в Австрии лысого Мазепу, имел неосторожность просто поинтересоваться у режиссёра, что он хочет сказать такой трактовкой этого сложного образа. В итоге был жёстко наказан.

— Вы живёте в Португалии, Великобритании и в Петербург приезжаете редко. Одно время вас считали едва не диссидентом. Чего стоит нашумевшая история, когда Темирканов, вы и пианист Николай Петров отказались отдавать в Госконцерт большую часть гонораров за зарубежные гастроли.

— Диссидентом никогда не был, наоборот, всегда поддерживал и поддерживаю нашу страну. Что касается истории с Госконцертом, так поступили ещё целый ряд известных артистов. Ведь это был не закон, а написанное где-то в недрах бюрократии распоряжение. У нас забирали до 90% заработка, на что, по сути, не имели права.

Но не в деньгах дело. Я русский по рождению и остаюсь русским певцом, где бы ни выступал. И хотя мой график расписан на два года вперёд, при первой же возможности стараюсь приехать в Петербург. Начинал в хоре Ленинградского университета и 21 апреля в знак признательности дам в СПбГУ сольный концерт. Здесь у меня дом, верные друзья, живёт и работает сын, он биолог, доктор наук.

И книгу «Трудно быть злодеем» я первым делом на днях представил петербургским читателям. Почему «злодеем»? Потому что в оперном раскладе басы это, как правило, «отцы», теноры — «любовники», а баритоны — «злодеи». Ну а если серьёзно, очень придирчиво себя оцениваю, регулярно анализирую, что нужно исправить. И рад, что публика отвечает мне взаимностью.

Елена Данилевич, Аргументы и Факты.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.