«Балетный принц не должен быть деревянным поленом»

17 мая 2012

«Балетный принц не должен быть деревянным поленом»
Интервью

«Балетный принц не должен быть деревянным поленом»

Премьер балета Михайловского театра Иван Васильев относится к числу тех танцовщиков, отсутствие которых на сцене всегда заметно. Сейчас Иван как приглашенная звезда гастролирует в США. Перед отъездом он рассказал корреспонденту РБК daily МАЙЕ КРЫЛОВОЙ о том, как складывается его творческая жизнь.

— Вы с успехом выступили в Петербурге, на фестивале Dance Open, а вскоре после этого уехали в Америку.

— По контракту с Американским балетным театром я танцую в Нью-Йорке. В этом году мне предложили показать «Корсар», «Баядерку» и «Светлый ручей».

— Выступления в США отличаются от российских?

— Я бы сказал, в Америке публика более эмоциональная. Американцы не стесняются засмеяться, активно проявить себя на спектакле. Нам кажется, что шутка, повторенная дважды, не смешно, а у них — смешно.

— Ваш нашумевший у ход из Большого театра был, в частности, связан с неудовлетворенностью репертуаром. Но в Нью-Йорке вы танцуете те же балеты, что в России.

— Не совсем так. «Баядерка» идет в другой редакции — Натальи Макаровой. А в «Корсаре» у меня партия не главного героя, а Раба, в американском спектакле этому персонажу отданы важнейшие танцы.

— Можно ли подвести какие-то итоги вашей жизни после расставания с Большим?

— Зачем подводить итоги, когда многое только начинается? Страха, что что-то пойдет не так, у меня изначально не было. Лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано. Мне сейчас комфортно, вот и все. Я хотел больше разнообразной работы — я ее получил. Приезжаю в одно, второе, третье место — и танцую.

— Ваша задача — доказать миру, что вы разносторонний артист, а не только записной виртуоз?

— Я уже станцевал то, что в Москве вряд ли смог бы. Например, партию принца Дезире в балете «Спящая красавица» в Мюнхене, классическую версию. Или одноименный новый спектакль Начо Дуато в Михайловском театре. Впереди много планов, которые я не хотел бы сейчас озвучивать. Могу сказать, что если все будет хорошо, то вскоре я познакомлюсь с хореографией Кранко и Макмиллана.

— Почему вам так хочется быть принцем? Вы современный спортивный мужчина, и вдруг — принц. Зачем?

— Мне хочется нового. Может быть, и того, что от меня не ждут. В этом творческий вызов — поиграть в старинные жесты, в дворянское благородство. Я не говорю, что в ролях принцев я буду номер один в мире, но станцевать достойно, чтобы самому не было стыдно, могу.

— И сдержать ваш знаменитый темперамент?

— Зачем сдерживать? Кто сказал, что принц должен быть деревянным поленом? Он такой же человек, живой и эмоциональный, просто немножко с другими манерами. Не бездушный. И не фригидный.

— Что для вас легче: рвануть в головокружительный трюк или кропотливо и грамотно отработать ногами весь балет?

— Трюк мне было не проблемой сделать еще десять лет назад. А грамотность классического танца... Интересно танцевать, когда тяжело. Когда легко, не хочется работать.

— Когда вы настаиваете на праве танцевать все, вопреки сложившемуся стереотипу «Васильев — трюкач, но не принц», нет ощущения, что вы ломаете себя через колено?

— Нет. Это тоже я, но на другом этапе жизни. Я иду дальше, развиваюсь, убираю границы. Дышу более широкими легкими.

— То есть вы против понятия амплуа?

— Считаю, что такого понятия нет. Каждый артист имеет право сделать ту или иную роль. Другой вопрос, убедительно или неубедительно получится.

— Публика во всем мире, как известно, аплодирует виртуозности. Вы привыкли к таким овациям. А если станцуете балет без технических наворотов, рискуете недобрать аплодисментов.

— Необязательно. Публика всегда реагирует на то, что сделано искренне.

— Какой наставник лучше всего учит правильному танцу?

— Зеркало.

— Я правильно поняла, что на сегодняшний день вы готовы уйти от многовековой традиции и не нуждаетесь в педагоге?

— Почему же, нуждаюсь — в плане построения актерского образа. Но все-таки думаю, что артист и это должен делать сам — в большой степени. Если педагог лепит из тебя образ, есть вероятность, что получится копия кого-то. Чтобы станцевать хорошо, мне нужно понять, что, зачем и почему я делаю. Не надо объяснять мне «литературное» содержание балета — это я пойму, поразмыслив вне репетиционного зала. А вот техника требует кропотливой работы.

— В балете «Юноша и Смерть» вы станцевали самоубийцу. Каково вам, человеку веселому, было работать над этой ролью?

— Мне сегодня важнее трагедия, чем веселость комедийного «Дон-Кихота». Конечно, когда играешь депрессию, выстраивать роль и выходить из нее трудно. Но в этом и есть удовольствие.

— Как вы относитесь к современному танцу? Есть ли создатели современной хореографии, с которыми вы хотели бы встретиться?

— Это очень интересно. Мечтаю поработать с Охадом Нахарином, знаменитым израильским постановщиком.

— Говорят, что вы любите оперу. Довольно неожиданное увлечение для танцовщика.

— Это началось в Москве. Первый спектакль, который я увидел, были «Паяцы» в постановке Дзеффирелли, пел Доминго. Потом «Сельская честь» с Образцовой. Очень понравилось. Ходить на оперу «живьем» нет времени, так что в основном смотрю и слушаю записи. Марио дель Монако, Паваротти...

— Вы, конечно, знаете, что ваш с Натальей Осиновой уход из ГАБТа вызвал слезы отчаяния у многих зрителей. Что вы могли бы им сказать?

— Будем надеяться, что в ближайшем будущем мы сможем чаще бывать в Москве и танцевать для нашей публики.

— Если Большой пригласит вас выступить, дадите согласие?

— Безусловно. У меня нет никаких камней за пазухой.

Майя Крылова,
РБК daily
 17 мая 2012 г.