Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Андрейс Жагарс: Опера консолидирует национальные элиты

21.07.2010

Андрейс Жагарс: Опера консолидирует национальные элиты

Андрейса Жагарса в российских столицах представлять давно не надо. В 1996-м он в качестве директора возглавил Латвийскую национальную оперу — и вскорости вывел ее в лидеры восточноевропейского оперного процесса. В последние десять лет ЛНО одна из самых успешных, интересно и динамично развивающихся компаний. В чем российская критика многократно убеждалась на премьерах и фестивалях в Риге, а наша публика — на неоднократных гастролях оперы и балета ЛНО в Москве.

Сам Жагарс уже довольно давно дебютировал в оперной режиссуре дома, поставил у себя несколько спектаклей, заставивших говорить о рождении нового яркого режиссерского имени. Что естественным образом привело к приглашениям в другие труппы — в последние годы Андрейс много ставит в Европе, три года назад выпустил «Набукко» в «Новой опере» в Москве, а сейчас выпускает «Бал-маскарад» в петербургском Михайловском театре.

С Андрейсом Жагарсом побеседовал Дмитрий Циликин.

— Как возник этот проект?

— Генеральный консул Латвии в Петербурге Ивета Серс — очень культурный, образованный человек, все время старается наводить мосты между латвийскими и российскими художниками, музыкантами, деятелями прочих искусств. Она давно мне говорила, что в Михайловском театре уже два сезона работает новый энергичный менеджмент во главе с генеральным директором Владимиром Кехманом. Госпожа Серс стала инициатором нашей встречи, я посмотрел театр, потом Владимир Абрамович приехал в Ригу на мой спектакль «Дон Жуан» — и просто загорелся, назвал нас лучшим оперным театром на всем постсоветском пространстве, и мы стали обсуждать всевозможные варианты сотрудничества. Предполагается заключить договор на три-пять лет, который предусматривал бы совместную продукцию, регулярный обмен солистами, наконец, взаимные гастроли. Мы привезем в Михайловский театр «Дон Жуана» и «Кармен» в моей постановке, Михайловский театр мог бы показать в Риге «Иудейку», «Паяцев» и «Сельскую честь» или, возможно, наш «Бал-маскарад» (Жагарс ставит спектакль вместе с латвийской командой: сценографом Андрисом Фрейбергсом, художником по костюмам Кристине Пастернака, хореографом Элитой Буковской. — Ред.), или, может быть, здесь через год появится еще какой-нибудь интересный новый спектакль. Кроме того — об этом, наверное, еще рано говорить — но я в начале декабря выпускаю в ЛНО «Евгения Онегина», и г-н Кехман предложил скооперироваться: я мог бы в Риге репетировать с нашим и с петербургским составом солистов, а потом где-то через полгода повторить этот спектакль в Петербурге.

— То есть вы нашли общий язык прежде всего как менеджеры?


— Быть может, у нас разные представления о том, как руководить театром, разный опыт — я 14 лет директор оперы, у Владимира Абрамовича опыт все-таки прежде всего в бизнесе. Но мне нравятся люди с полетом, с размахом, искренне увлеченные своим делом. И нас объединяет стремление к качеству: чтобы были лучшие солисты, лучший оркестр, лучшая техника. В этом Кехмана поддерживает его команда: директор оперной труппы Ольга Капанина, заместитель гендиректора Татьяна Архипова. Прекрасно, что он пользуется советами Йоана Холландера — одного из самых опытных директоров, 19 лет возглавлявшего венскую Staatsoper. Верю, что все вместе — еще и с музыкальным руководителем и главным дирижером Петером Феранецем — они реализуют амбиции сделать свой театр по-настоящему прогрессивным.

— Это в будущем. А как вы оцените сегодняшнее состояние Михайловского театра?


— Когда я пришел в ЛНО, стало очевидно, что надо менять саму структуру театра, и я сразу начал реформы. Спектакли могут получиться более или менее удачно у всех — и в «Метрополитен», и в «Ковент-Гарден», и в Венской опере, — важно, чтобы театр дышал. Владимир Кехман тоже встал на путь принципиальных реформ, но многое еще предстоит сделать в сфере организации работы, формирования труппы, в построении всей художественной программы.

А как режиссера меня сильно удивило, что здесь, в России, колыбели психологической актерской школы, и в театре, где когда-то шла «Пиковая дама» Мейерхольда, артисты оказались не очень готовы играть, а не только петь. Я говорю: «А как же образ?» — а мне отвечают: «Так ведь это опера». Но надеюсь, некоторым я помог освоиться, сделать не только партию, но и роль. Притом вижу в труппе как минимум двух солистов, у которых есть все основания для международной карьеры.

— Латвийская национальная опера стала настоящей кузницей кадров для всех главных театров мира. Глядя на нынешние успехи своих питомцев, вы испытываете только гордость или еще и отчасти ревность?


— Действительно, первыми были Элина Гаранча и Эгилс Силиньш, которые давно уже входят в мировую оперную элиту. Наш тенор Александр Антоненко пел премьеру «Отелло» в Зальцбурге с Мути, у него сейчас большие контракты с «Мет», с другими первыми театрами. Сопрано Кристина Ополайс только что спела в «Дон Жуане» Дмитрия Чернякова в Экс-а-Провансе, пела у Баренбойма в Берлине и т.д. Андрис Нельсонс, которому я предложил быть главным дирижером ЛНО, когда ему было 25 лет, сейчас делает блестящую мировую карьеру. Но у нас по-прежнему работает педагог Анита Гаранча, мать Элины, которая воспитала многих певцов, и Маргарита Груздева, педагог Антоненко и Ополайс, и сейчас уже подрастает новое поколение, которое стоит на старте и готово взлететь.

А что касается ревности — все солисты регулярно к нам возвращаются. Все-таки это их родной дом.

— И поют бесплатно?

— Бесплатно, конечно, никто не работает, но в вопросах гонорара всегда можно найти компромисс. Для настоящего артиста имеет значение не только сумма, но и какие это город, театр, спектакль, партнеры.

— Опера — самое дорогое из сценических искусств, по которому кризис должен был ударить сильнее всего. Это так?

— Да, к сожалению. Наш бюджет в значительной степени состоит из государственной дотации, которая была урезана. Нам пришлось сократить сто человек, вдвое сократить число премьер, и только сейчас мы начинаем постепенно увеличивать количество запускаемых новых постановок.

Репертуарный театр — это очень дорого. Надо не только выпускать новые спектакли, но и поддерживать в хорошем состоянии старые. Если спектакль долго не шел, его нужно репетировать. Система stagione, когда можно отыграть спектакль блоком и ставить следующий, конечно, дешевле, но наша публика к ней не очень готова. Часто люди собираются в театр спонтанно, на то, что идет в этот вечер, все равно, опера или балет, они не привыкли заранее планировать: успеть посмотреть спектакль, потому что через неделю его уже не будет.

— Но, может быть, в кризисе есть и польза: когда нет денег на дорогущие спецэффекты, это, наоборот, должно стимулировать режиссерскую изобретательность и фантазию?

— Зависит от почерка режиссера. Я, например, в этом смысле очень эластичен, могу работать и в минималистской манере, и с большими роскошными декорациями.

— Только что вы получили российский орден Дружбы (вместе с ректором Даугавпилсского университета Арвидом Баршевским; тем же указом президента Медведева Раймонд Паулс награжден орденом Почета). В чем состоит ваш «большой вклад в укрепление российско-латвийских культурных связей»?

— Я очень люблю Россию, русскую культуру. Когда учился на актерском факультете Рижской консерватории, к нам приезжали Наталья Крымова, знаменитый ленинградский педагог Аркадий Кацман, мы росли на спектаклях Эфроса, Любимова, Товстоногова, потом Додина. Я снимался в советских фильмах. Поэтому естественно, что я стремлюсь к сотрудничеству и сейчас. В 2003-м и 2007-м мы организовали гастроли Большого театра в Риге. И Театр Станиславского и Немировича-Данченко гостил у нас. Наши спектакли, и оперные, и балетные, за эти годы много раз показывали в Москве. Все это происходило в непростой политической обстановке, однако удавалось найти деньги не только в России, но и в Латвии, и не только государственные, но и частные. Когда я стараюсь убедить людей, порой далеких от музыкального театра, в необходимости финансировать такие проекты, я говорю: в любой стране опера, балет и симфоническая музыка — это площадки, на которых встречаются политическая и бизнес-элита. Это наилучшее место встречи для них.

— То есть опера продолжает оставаться лицом государства?

— Конечно! Так всегда было: императорский театр служил витриной империи, остается он витриной и демократического государства. Оперу надо содержать так, чтобы она блестела.

Дмитрий Циликин
«Время Новостей»
21-07-2010
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.