Катя Кабанова
04 января 2011 19:00

 

опера в 3-х действиях
музыка Леоша Яначека

2 часа
один антракт
исполняется на чешском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке
для зрителей старше 12 лет
Катя Кабанова
исполнители

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — Нина Романова
Тихон Иванович Кабанов — Сергей Гранквист
Катерина (Катя) — Татьяна Рягузова
Савёл Прокофьевич Дикой — Александр Матвеев
Борис Григорьевич — Дмитрий Головнин
Ваня Кудряш — Александр Волынкин
Варвара — Екатерина Егорова

Дирижер — Михаил Леонтьев




Постановщики
Либретто композитора по драме Александра Николаевича Островского «Гроза»
Музыкальный руководитель постановки: Петер Феранец
Режиссёр-постановщик: Нильс-Петер Рудольф
Художник-постановщик: Фолкер Хинтермайер
Художник по костюмам: Су Бюлер
Художник по свету: Михаил Меклер
Художник-технолог: Алла Марусина
Главный хормейстер: Владимир Столповских
Хормейстеры: Сергей Цыплёнков, Алексей Дмитриев
Режиссёр: Юлия Прохорова
Дирижёр-ассистент: Михаил Леонтьев
Дирижёр-репетитор: Андрей Великанов
Руководитель миманса: Ирина Кузьмина
Ассистент режиссёра: Дарья Пантелеева
Ассистент художника-постановщика: Олег Молчанов
Ассистент художника по костюмам: Анна Котлова
Консультант по чешскому языку: Елена Коломийцева
Ответственные концертмейстеры: Мария Копысева, Марк Вайнер
Режиссёр, ведущий спектакль: Ольга Кох

Премьера в Михайловском театре: 16 декабря 2010 года

Действие первое

Картина первая

Действие происходит в небольшом русском городе в 1920-х годах. Молодой учитель Ваня Кудряш восхищается полуденным видом Волги, вызывая удивление домоправительницы Кабановых. Они замечают приближающихся купца Дикого и его племянника, Бориса Григорьевича — и быстро удаляются, в то время как Дикой выговаривает молодому человеку за праздность. Дикой идёт в гости к старухе Кабановой, однако, узнав, что её нет дома, уходит. Борис остаётся на берегу и объясняет Кудряшу, почему он мирится с таким обращением: его родители умерли, и, чтобы получить своё наследство, он должен почтительно относиться к дяде. Юноша также признаётся Кудряшу, что влюблён, влюблён в замужнюю женщину — Катю Кабанову, молодую жену Тихона, сына Кабанихи.

Кудряш предостерегает его. Молодые люди расходятся.

Из церкви, где закончилась вечерня, выходит семья Кабановых во главе с Марфой Игнатьевной, которая держит в смертельном страхе всю семью. Кабаниха бранит сына за непочтительность. Он пытается угодить ей, так же, как и Катя, которая в ответ на резкие слова Кабанихи, говорит свекрови, что они её любят и уважают. Тихон раздражён упрёком матери, что слишком балует свою жену. Он жалуется Варваре, приёмной дочери Кабанихи, которая считает, что он скорее напьётся и забудет свои проблемы, чем встанет на защиту жены.

Картина вторая

В доме Кабановых Катя с горечью рассказывает Варваре, как весела и мечтательна она была в девушках. Но даже сейчас, признаётся Катя, её преследуют мечты о любви. До того, как она успевает больше рассказать о своей любви, входит Тихон, чтобы попрощаться с Катей: он ненадолго уезжает в Казань по приказанию матери. Катя умоляет его не ехать или взять её с собой, но он отказывается. Тогда она просит, чтобы он взял с неё обещание не разговаривать с незнакомцами во время его отсутствия. Тихон удивляется, не понимая, что с ней происходит. Кабаниха объявляет, что настало время уезжать, прибавляя, что Тихон должен наказать своей жене, как ей вести себя в его отсутствие. Тихон покорно повторяет, что Катя должна относиться к Кабанихе как к собственной матери и всегда вести себя достойно. Затем он кланяется матери, целует её и Катю и поспешно уходит.

Действие второе

Картина третья

Кабаниха осуждает Катю за то, что она не особо печалится и страдает из-за отъезда мужа. После её ухода Варвара показывает Кате ключ от дальней части сада: она планирует встретиться там с Кудряшом и намекает Кате, вкладывая ключ в её руку, что она может сделать то же самое. Катя колеблется, но решает, что сама судьба пожелала этого: она встретится с Борисом. Входит Кабаниха с пьяным Диким, который уверяет её, что она — единственная, с кем можно поговорить. Дикой встаёт на колени, умоляя Кабаниху о любви. Кабаниха говорит ему, что надо держать себя в руках и предлагает прийти позднее.

Картина четвёртая

Ночью Ваня Кудряш поджидает в саду Варвару и поёт песню о свободолюбивой девушке, такой, как его возлюбленная. К его удивлению, появляется Борис, которому какая-то девушка велела прийти к дому Кабановых. Появляется Варвара, подпевая Кудряшу, велит Борису подождать и уходит с Ваней к Волге. Когда появляется Катя, Борис объясняется ей в любви. После колебаний, несмотря на мысли о грехе, она не в силах противиться проснувшейся любви. Катя обнимает Бориса, и они уходят на Волгу. Возвращаются Варвара с Кудряшом. Слышатся голоса другой пары, молодые наслаждаются прекрасной ночью.

Действие третье

Картина пятая

Кудряш с другом Кулигиным прогуливаются вдоль реки, когда приближающаяся гроза заставляет их укрыться на галерее, где к ним присоединяются другие прогуливающиеся. Когда появляется Дикой, Ваня пытается расположить его к себе, начав разговор о новом изобретении, громоотводе, но это только злит Дикого, который заявляет, что гроза не электричество, а наказание Божие. Когда дождь ослабевает, Ваня выходит из галереи и случайно встречает Бориса и Варвару. Она сообщает о возвращении Тихона и слезах Катерины. Появляются остальные Кабановы. Катя напугана и не может сдержать эмоций. Сначала окружающие думают, что дело в разыгравшейся грозе, но Катя прилюдно признаётся Тихону в своей измене и убегает навстречу буре.

Картина шестая

Приближается вечер, гроза прошла. Тихон отчаянно ищет Катю на берегу реки. Варвара и Ваня решают сбежать в Москву, где они смогут жить собственной жизнью. Появляется Катя, осознавая, что признание только опозорило её и унизило Бориса. Её жизнь — одно мучение, она страстно желает увидеть своего возлюбленного в последний раз. Борис входит, и они обнимаются. Дикой отправляет Бориса в другой город. Катя благословляет Бориса в путь. Навсегда простившись с любимым, оставшись в одиночестве, она думает о смерти, о том, как природа возродится на её могиле, и бросается в воду. Кулигин замечает это и зовёт на помощь. Тихон рвётся к ней, за ним бежит Кабаниха, которую он обвиняет в самоубийстве Кати. В это время люди пытаются помочь. Когда Дикой приносит Катино бездыханное тело, Тихон, рыдая, падает на колени.

Петр Поспелова, «Ведомости»

«Лишенная арий и дуэтов, опера Яначека течет соприродно Волге (чешский композитор создал музыкальный образ нашей реки), струится в напевных речитативах и растекается в неустанных лирических напутствиях оркестра — дирижер Петер Феранец ведет музыкантов тактично и чувствительно».

Дмитрий Ренанский, «Коммерсантъ»

«Главным фактором успеха стала необычайно кропотливая работа музыкального руководителя постановки, главного дирижера театра Петера Феранеца: партитура Яначека звучит под его руками выпукло, выразительно и волево, но не без нежнейшей лирики... Главное событие премьеры — форсированно развивающаяся Татьяна Рягузова в заглавной партии, исполненной и сыгранной вполне перфектно».

Екатерина Бирюкова, OpenSpace.ru

«Маэстро Феранец явно понимает и любит музыку Яначека и сумел заразить этим свою труппу. Удивительно достойный и ровный вокальный уровень достигнут собственными силами, без привлечения приглашенных звезд... Все солисты или свои, или постоянно работающие с театром. как, например, великолепный украинский тенор Дмитрий Попов, исполнивший роль Катерининого совратителя Бориса. Саму Катерину, партия которой — настоящий кладезь лирических откровений для сопрано, уверенно поет Татьяна Рягузова. Ей не уступает Софья Файнберг в роли Вари. И говорят, что это только один из равноценных составов в театре. Чудеса, да и только».

Екатерина Кретова, «Московский комсомолец»

«Михайловский театр в Санкт-Петербурге вновь удивляет. Год назад театр явил мало известную российскому зрителю оперу Галеви «Иудейка». И вот новое открытие — «Катя Кабанова» Леоша Яначека, одна из самых популярных партитур мирового оперного репертуара, практически не ставившаяся в России...
Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижер Михайловского театра Петер Феранец. Он прекрасно воплотил в жизнь партитуру Яначека, подчеркнув в ней глубину страстей, яркость образных контрастов и непрерывность музыкального времени...
Партию Кати исполнила Татьяна Рягузова — настоящая русская красавица с очень сильным и красивым по тембру голосом... Немецкий режиссер Нильс-Петер Рудольф для каждого придумал определенный характер: Борис — заторможенный слабак, Кудряш — уверенный в себе весельчак, а Варвара полна надежд и веры в жизнь, как Аня из «Вишневого сада». И все это вполне убеждает».

16.12.2010

«Гроза» на площади Искусств

Читать далее
15.12.2010

Петер Феранец: «Яначек был холерик и гуманист»

Читать далее